Найти тему

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.66): ПОСЛЕДНЯЯ МОЛЬБА ИИСУСА О ВЕРЕ

“Иисус же возгласил и сказал: «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я, свет, пришёл в мир, чтобы всякий, верующий в Меня, не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец Сам дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец»” (Ин. 12:44–50).

Стихи 44, 45. Стих 44 открывает заключительную часть Ин. 12 и последнее обращение Иисуса в рамках Его учительского служения. О том, когда и где это происходило, не сообщается; просто приведены слова, которые Иисус произнёс по какому-то случаю. В свете 12:36 можно предположить, что они прозвучали раньше, а Иоанн привёл их здесь как последнюю мольбу к людям, чтобы они уверовали в Иисуса. Эти слова свидетельствуют о неустанных попытках Иисуса убедить иудеев, что Он и был обещанный Мессия; их можно рассматривать как своеобразное подведение итога Его послания. В этом отрывке нашли отражение многие темы, звучавшие на протяжении всего евангелия: вера, Иисус как посланный Отцом, «свет», и «тьма», нынешний и будущий суды, и вечная жизнь.

На драматизм и важность этого обращения Иисуса указывает глагол «возгласил», от кразо. Это слово подразумевает, что Иисус говорил громко (7:28, 37; см. 1:15), когда произнёс: «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня». Иисус в очередной раз подчёркивал, что Он пришёл не по Своей инициативе или власти. Он был представителем Пославшего Его. В Своём обращении Иисус говорил, что вера в Него подразумевает веру в Бога Отца. Эти двое настолько близки, что верить в одного означает верить и в другого. Эта мысль звучит и в 13:20, а также в Синоптических Евангелиях, где она сформулирована как утвердительно (Мф. 10:40; Мк. 9:37; Лк. 9:48), так и отрицательно (Лк. 10:16). Иисус был Тем, кого послал Отец. В ст. 45 Он называет Отца «Пославшим Меня». Видеть Иисуса означает видеть Отца, не потому что они являются одной и той же личностью, а потому что близко связаны друг с другом. Видеть Иисуса означает верить в Него, а верить в Него означает верить в Пославшего Его. Иисус, «Слово», — с Богом (1:1) и являет Бога (1:18), поэтому видеть Посланного Отцом означает видеть Самого Отца (см. 14:9).

Стих 46. Он есть Свет. Иисус вновь говорит, что Он пришёл в мир, как свет. Эти слова вызывают в нашей памяти одно из семи «Я [есть]» — заявлений (8:12), пролог (1:4, 5, 9), разговор о «свете» и «тьме» (3:19–21), а также рассказ об исцелении слепорождённого (9:5, 39–41). Эта тема уже рассматривалась в 12:35, 36. Здесь же раскрывается цель прихода Иисуса: мир находится в духовной тьме; но Иисус, «свет», пришёл в мир, чтобы осветить его во всей полноте и освободить всякого, кто уверует в Него, от духовной тьмы.

Стихи 47, 48. Некоторые, чья вера в Иисуса была неглубокой, слышали Его слова, но не соблюдали их (см. Мф. 7:21–27; Иак. 1:22–25). Они понимали слова Иисуса, но своими поступками показывали, что не считали их важными. Ранее Он уже говорил, что те, кто пребывают в Его слове (8:31) и соблюдают его (8:52), никогда не вкусят смерти. Те же, кто не устоят и не будут ни пребывать в слове, ни соблюдать его, подвергнутся осуждению. Однако Иисус пришёл в этот мир не для того, чтобы осуждать, а чтобы спасти. В 12:47 Иисус сказал, обращаясь к народу: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир». Ранее в 3:17 Он говорил: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него». И всё же приход Иисуса в мир был осуждением этого мира в том смысле, о котором сказано в 9:39, потому что одни примут Его, а другие отвергнут. Именно из-за того, что некоторые люди отвергнут Иисуса, они подвергнутся Его осуждению (5:22, 27).

Иисус объясняет, как будет происходить этот суд. Ранее Он говорил, что Его противники, которые так сильно полагались на Писания Моисея, попали под «обвинение» Моисея, то есть, иными словами, они попали под осуждение того самого закона, на который так сильно уповали (5:45–47). Подобным образом и те, кто слышали слова Иисуса, но не соблюдали их, также имели себе судью: «Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Это «слово» является конечным мерилом как для верующих, так и для неверующих. Ф. Брюс приводит сравнение: «Послание, возвещающее жизнь верующим, одновременно является посланием, которое возвещает осуждение тем, кто отвергнул его». Иисус пришёл, чтобы вывести людей из духовной тьмы, дать жизнь, спасти, но для тех, кто не пожелает принять дар Его благодати, осуждение станет неизбежным последствием их решения.

Стихи 49, 50. «Ибо» (хоти) указывает на причину и важность сказанного Иисусом: Он «говорил не от Себя», но лишь то, что велел говорить Ему Отец. О подчинённой роли Иисуса по отношению к Отцу подробно говорилось в 5:19–30. Послание, которое нёс Сын, было не от Него, но посланием Отца. Отец дал Ему «заповедь, что сказать и что говорить». Всё, что Иисус говорил во время Своего личного служения, было согласно воле Отца.

Иисус был пророком, подобным Моисею, которого воздвиг Бог, чтобы возвещать народу Его заповеди (Втор. 18:18). Заповедь, данная Отцом, есть жизнь вечная. В 6:63 Иисус сказал: «Слова, которые говорю Я вам, — дух и жизнь». Подобно тому, как людей призывали исполнять сказанное Моисеем во имя Бога, чтобы угодить Богу (Втор. 18:19), так и в наше время люди должны исполнять сказанное Иисусом, чтобы обрести вечную жизнь.

Иисус закончил Свою последнюю мольбу, повторив, что всё, что Он говорил, было от Его Отца: «Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец». Этим пронзительным и мощным обращением завершается учительское служение Иисуса. С. Барретт подводит итог:

«Иисус не выступает сам по себе, как свободный гений; или Он является Божьим Словом, или никем вообще. В первой части настоящего евангелия, которая здесь заканчивается, Иисус живёт в полном послушании Отцу; во второй части Он умирает в этом послушании».

Псалмы / Псалтирь