Авторский материал.
13 марта 2023 года в городе Нанси (Франция) закрылось движение транслора, которое осуществлялось на протяжении 23 лет - с 2000 по 2023 годы. Система транслора была построена на существующей инфраструктуре троллейбуса, который был закрыт в 1999 году с добавлением направляющего рельса. С 2024 года в городе снова начнет работу классический троллейбус по существующей инфраструктуре с теперь уже демонтажем направляющего рельса. По изначальному проекту транслор должны были заменить на трамвай (был закрыт в 1958 году), но его решили отложить и остановиться снова на троллейбусе.
Перейдем к рассказу об этой уникальной системе.
Транслор - шинный трамвай или направляемый троллейбус - гибрид трамвая и троллейбуса с одним направляющим рельсом.
Транслор бывает двух видов, непосредственно транслор - без рулевого управления в кабине, а также система GLT - транслор с рулевым управлением в кабине. Система Транслор разработана французской фирмой Lohr и получила название от транспортного подразделения компании - "Транслор". Система GLT разработана канадской компанией Bombardier.
"Guided Light Transit" (GLT) на английском языке, в переводе на русский язык будет так: "Направляемый лёгкий общественный транспорт". Транслор с рулевым управлением (GLT) позволяет не устанавливать направляющий рельс по всей протяженности трассы и работать как обычный троллейбус там, где рельса нет. Транслор без рулевого управления подразумевает наличие рельса по всей трассе и без него машины не смогут работать.
Как по мне, особого смысла в существовании транслора нет, это очередной выкидыш транспортных инженеров, как и дорогая игрушка под названием электробус, которым нужно постоянно заряжаться и могут при зарядке воспламениться и сгореть дотла. Эффективнее нормального трамвая и нормального троллейбуса, а также троллейбуса с увеличенным автономным ходом не придумано ничего (из электротранспорта).
У транслора GLT в городе Нанси на направляющем рельсе есть такие же крестовины и стрелки, а также спец "улавливатели" перед началом направляющего рельса. Когда машина подъезжает к началу рельса, водитель опускает направляющие колеса на рельс и продолжает управлять только скоростью, машина дальше едет за счет рельса (см. фото).
Направляющие рельсы и колёса у Транслора и транслора системы GLT также различаются. У Транслора два колеса расположенных под углом к специфическому по внешнему виду рельсу.
А у транслора системы GLT рельс похож на стандартный и колесо одно двухребордное.
Преимущества и недостатки систем Транслор и GLT.
Преимущества против традиционного рельсового транспорта:
- Способность преодолевать крутые уклоны до 13%.
- Бесшумный ход в кривых.
- Депо может находиться на удалении от самой линии. [только для GLT]
- Необязательность повсеместного наличия инфраструктуры - рельсов и контактной сети. [только для GLT]
- Наличие опции присоединения / отсоединения от направляющего рельса. [только для GLT]
Заявленные преимущества против традиционного рельсового транспорта, дискредитированные практикой:
- Ровность и комфорт хода.
- Меньший объём инфраструктуры.
- Меньшие капиталовложения.
- Способность преодолевать более крутые повороты.
Преимущества против традиционного шинного транспорта:
- Длинное транспортное средство с большей провозной способностью. [только для Транслора]
- Психологический фактор фиксированной линейности по мере наличия рельса привлекает больше пассажиров.
- Дополнительная безопасность на дороге по мере предсказуемости траектории хода.
- Фиксированное положение вагона относительно остановочной платформы, комфортная посадка.
- Необязательность дополнительного оборудования для посадки и высадки инвалидов.
- Узость необходимого под полотно пространства за счёт фиксированности хода.
Общие недостатки:
- Частые сходы с рельса.
- Дороговизна подвижного состава.
- Общая сложность технологии, скученный дизайн механизмов вагона.
- Высокий уровень сбоев в работе различных технических систем.
- Сложное / дорогое техническое обслуживание подвижного состава.
- Потребность в излишнем подвижном составе из-за высокого уровня поломок и сложности ремонта.
- Излишняя / дорогостоящая инфраструктура.
- Повышенная изнашиваемость дорожного полотна ввиду повторяемости курса соприкосновения шин с поверхностью полотна.
- Повышенная изнашиваемость дорожного полотна ввиду большого веса вагонов.
- Излишнее / дорогое обслуживание и частая замена дорожного полотна.
- Частая замена шин по мере повышенного износа.
- Необходимость пoстоянного надзора над состоянием инфраструктуры.
- Непрактичность технологии в северных снежных регионах.
- Зависимость от мусора на трассе.
- Узкие рамки патента / единичный производитель-поставщик технологии / излишняя стоимость по мере отсутствия конкуренции.
- Повышенная опасность падения для велосипедистов и мотоциклистов ввиду широкой выемки вокруг направляющего рельса. [только для Транслора]
- Повышенный шум от направляющих колёс. [только для Транслора]
Дополнительные недостатки в сравнении с традиционным рельсовым транспортом:
- Низкий комфорт хода.
- Повышенная сила трения для резиновых колёс и больший расход энергии на преодоление таковой.
- Высокая центробежная сила в кривых / малые скорости в кривых. [особенно в случае GLT]
- Ограниченная длина транспортного средства. [только для GLT]
- Относительная хрупкость направляющих колёс.
- Сложность аварийных процедур в случае сходов с рельса.
Дополнительные недостатки в сравнении с традиционным шинным транспортом:
- Транспортное средство зависимо от наличия инфраструктуры. [только для Транслора]
- Присоединение к направляющему рельсу подразумевает необходимость специально оборудованного порта. [только для GLT]
- Плохая управляемость транспортнoгo средствa в ненаправляемом режиме. [только для GLT]
Канал "ПАНТОГРАФ". Материал подготовлен группой ВК "Все о транспорте", использованы фотографии с сайта СТТС, Pi Eye, Роберт Тамбовцев, Trollino_15, Интернета, а также информация с сайта Юрия Маллера.
P.S. В 2000-е годы транслором было заинтересовались в российском Ногинске, существовал проект замены трамвая на транслор. Это активно продвигал тогдашний глава города. Ногинск мог стать пилотной базой транслора в России, не стал, да и трамвая в городе больше нет.
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала: