Не могу обещать, что эта часть будет столь же объёмная, как остальные, но я считаю, что перегружать дорогого читателя текстом и картинками в одной статье тоже не очень хорошо. Так что продолжаем!
Спустя 2 часа отдыха в номере мне позвонил Рома и сообщил, что скоро прилетит техничка (Ил-76/78). Мне было очень важно встретить этот борт, поскольку там в экипаже был мой товарищ, которому я из Москвы привёз то, о чём он меня просил (ох уж эти секретики). В итоге я снова прыгнул в Уаз, и мы помчались по знакомому уже маршруту в сторону стоянок. Миновав КПП, Уаз остановился аккурат на границе стоянки и МРД. Выйдя из машины, я заметил вдалеке - где-то примерно посередине стоянки - скопление машин, приехавших, видимо, под Ту-95 заранее. Ила на горизонте не наблюдалось, поэтому я поспешил в машину, дабы лишний раз себя не морозить.
Мы продолжали стоять на кромке бетонки, когда нам в окно постучал офицер в оранжевой жилетке поверх синий куртки. Как мне пояснил Рома, это был начальник аэродромного движения, назовём эту должность так.
- Уезжайте отсюда, здесь Ил будет парковаться! - заявил он - вас сдует нахрен!
Рома поспешил выполнить это требование и отъехал подальше от стоянки, однако я, взяв обе камеры, вышел из машины и направился к офицеру.
- А где он порулит?
- А прямо здесь. Только ты отойди, а то тебя сдует. Были уже случаи, поверь, нафиг оно надо.
- Да не, не сдует, мы люди стреляные, знаем как чего. На крайняк отбежим.
Ну правда, как Ил меня сдует, если я буду стоять вне струи его двигателей? Я ж его в нос снимать буду, чтобы на фоне гор вышел хорошо. Он приземлится, оттормозится, срулит на рулёжку, потом на стоянку, развернётся там и выключится. Что может пойти не так? Как оказалось, ВСЁ.
Кстати, к тому моменту, как мы вновь прибыли на аэродром, откуда ни возьмись появились облака, которые постепенно затягивали небо всё больше и больше. Однако, оно пока ещё было достаточно чистым, чтобы увидеть Ту-95, которые, судя по всему, постепенно приступали к снижению.
Наконец-то на горизонте показался долгожданный танкер. И пусть он был далеко, его можно было легко узнать по характерному следу из дыма и т.н. срывов потока, или, как их ещё называют, стружек - завихрений воздуха, которые появляются при большой влажности.
Через минуту Ил уже коснулся колёсами полосы и сумел оттормозиться настолько, что вполне без проблем съехать по планируемой рулёжке на стоянку. Я включил камеру, подкрутил настройки (в толстенных перчатках это было делать очень неудобно) и принялся снимать. Так как позади РД не было никакого вменяемого фона, я решил сместиться метров на 5 вправо, чтобы хоть как-то зацепить гору на фоне.
Позади себя я заметил небольшой кустик, торчащий из снега. Он мне показался довольно милым, поэтому я побежал к нему, дабы сделать кадр с ним.
Что произошло дальше стало для меня сюрпризом. Ил, слегка довернув в мою сторону, повернул налево. В это время офицер в жилетке встал около стыка РД со стоянкой и активно махал левой рукой, в которой была палка яркого цвета, что означало команду "поворачивай влево". Словно под гипнозом, огромный самолёт поспешил следовать носом за палкой. "Он что, разворачивается на месте??? - подумал я - черт, так меня ж щас сдует! Пора уносить ноги!!!" Действительно, Ил, сначала робко, потом более уверенно поддал газу и поднял за собой вихрь снега. В этот момент я активно улепётывал прочь, благо, снег был твердый и вполне способный выдержать меня. Когда я отбежал на более-менее безопасное расстояние, я поспешил заснять процесс разворота на широкий угол, так как в длинном фокусе не было особого смысла - надо было показать шлейф.
Когда Ил окончательно развернулся, я всё-таки решил сделать кадр на длиннофокусный объектив, уж больно хорошо остатки искусственной снежной бури оседали перед ним. Хотя, признаться честно, задумка эта была достаточно проходная, так как не стоит забывать о том, что авиационные двигатели дают марево, тем самым замыливая картинку.
Убегая от танкера, я как-то совсем упустил из вида глиссаду. Оказалось, что на ней уже давно висит одна из Сушек, которая спустя пару секунд произвела посадку. Это был Су-30СМ. Я поспешил к машине.
Мы прибыли аккурат к тому моменту, как тридцатка зарулила на к себе на стоянку, а в это время по полосе промчался Су-35. Просчитав схему его движения, я решил снимать его тоже в нос, в тот момент, когда он будет заруливать рядом с Су-30. Но для начала сделал пару общих кадров руления. Пришлось немного побегать.
После того, как тридцать пятый зарулил к себе на стоянку, я не спешил покидать эту локацию. Дело в том, что мне необходимо было снять на видео посадку Ту-95, так как это было требованием заказчика, назовём это так. Если подумать с точки зрения продуктивности, мне нужно было оказаться в двух местах одновременно - и на касании, и на стоянке, откуда открывался вид на заруливание. План у меня был следующий: снять на видео касание первого самолёта, затем добежать до машины, быстро доехать до противоположного конца аэродрома и спокойно снять заруливание второго самолёта (на первый я, очевидно, не успею) на фоне гор, а затем работу инженерно-технического состава и тд.
Когда первый медведь показался в поле зрения, я поспешил сократить дистанцию между мной и ВПП. Дойдя до приемлемой точки съёмки, я попробовал переключить камеру в режим видео, но упёрся в проблему толстых пальцев перчатки. К сожалению, органы управления Canon 5D Мark 3 устроенны так, что кнопки управления режимами и параметрами являются довольно тонкими, и нормально и информативно нажать на них через оболочку является проблемой. Ту-95 к этому моменту уже прошёл над дальним приводом. Дабы совсем не облажаться, мной было принято радикальное решение, а именно снять перчатки. Ну подумаешь пару минут в -35 руки поморожу, ничего страшного.
Положив перчатки на снег, я наконец-то спокойно перевёл камеру в режим видеосъёмки, встал корпусом перпендикулярно к полосе (это нужно было для того, чтобы плавнее вести движущийся самолёт), расслабил руки, сделал выдох, нажал на запись. Пусть камера сначала и дрожала, но спустя секунду мне удалось её зафиксировать и обеспечить более-менее плавную картинку. Я чувствовал, как мороз съедает кожу, но прерывать съёмку было нельзя.
Наконец-то бомбардировщик промчался мимо и начал снимать винты с упора, о чём известил характерным гулом всю округу. Пора ехать его встречать. Было очевидно, что я не успею застать момент, как он освободит полосу, но был шанс застать его на стоянке со включенными двигателями, и к тому же понять, как вообще будет строиться схема расположения самолётов во время прибытия. Ведь оно понятно, что их поставят в один ряд, чтобы они без проблем могли выруливать, но такая процедура занимает достаточно много времени, которого, в условиях относительно массового прилёта, не было. К тому моменту, как наш Уаз подъехал на стоянку, Ту-95 уже докатывал крайние метры по бетонке под пристальным надзором встречающих техников. Прямо напротив самолёта стояла целая линия из машин, что чем-то напомнило мне классическую сцену из кинофильмов. Я решил не подходить близко, а зацепить с дальнего расстояния на длинный фокус всю эту вереницу, ведь чем дальше ты от объекта, тем масштабнее выглядит приближение.
Но нельзя терять времени! Ведь совсем скоро прибудет ещё один самолёт, а за ним - ещё. Пора осуществлять заранее спланированные задумки.
Совершив небольшой крюк, я обошел первого медведя по достаточно большому радиусу (дабы никто не нервничал, что я попаду под вращающиеся лопасти (в том числе и я сам)) и направился к той позиции, что я наметил днём ранее. Однако, не успел я дойти до нужной точки, появился второй медведь, который тоже свернул на торцевую рулёжку. Оставалось только ловить момент, пусть и не совсем так, как я это планировал изначально.
Самое интересное было то, как вообще работали с пребывающими бортами. Понятное дело, Ту-95 является достаточно большим самолётом, занимающим много пространства, особенно при манёврах, поэтому располагать их на площадке необходимо было с умом, при этом необходимо было расположить их так, чтобы струи двигателей впередистоящего самолёта не могли "задеть" самолёты, что были позади лидера. Именно поэтому второй самолёт решили отвести в бок, поэтому он, как только доехал до начала стоянки, заложил влево, а затем, прорулив немного вперёд, встал носом диагонально к полосе, не доезжая того места, где стоял я. Это дало мне шанс спокойно пройти перед ним (спереди самолёта ходить можно, сзади - нет), и перейти на противоположную сторону стоянки, где находилась будка, напоминавшая СКП. Пока обходил, сделал кадр на широкий угол
СКП представлял собой некое подобие грузовых контейнеров, расположенных вертикально, на вершине которых располагалось остеклённая кабина. Лестница была вынесена наружу, поэтому эта конструкция меня и заинтересовала. Идеей было заснять самолёт на полосе, а затем на рулёжке с превышением, однако, когда дело дошло до практики, кадры получились довольно проходные, поэтому я их даже в лайтрум не стал засосывать не стал рассматривать как то, что не стыдно показать широкой общественности. Однако, мне действительно захотелось передать, как самолёт катился по рулёжке, так как даже в небольшом пригорочке было что-то такое, что зацепило мой взгляд.
Я не спешил покидать эту лестницу. Превышение действительно давало очень необычный ракурс на всё происходящее, и пусть третий самолёт смотрелся достаточно посредственно (он тоже стоял носом к МРД), первые два стояли достаточно интересно на фоне возвышающийся на заднем плане Анадыри.
Слева от будки я приметил ещё одну возвышенность, которая была чем-то вроде капонира с цистернами. Пройдя по снегу (в очередной раз поразился его твёрдости) напрямик, кое как вскарабкался на один из бортов капонира, Я был достаточно близко к самолёту, чтобы на телевик выцепить какие-либо элементы крупным планом, однако более-менее художественно получилось обыграть кормовую огневую установку.
Техники проводили послеполётное обслуживание машин и, откровенно говоря, при таком свете и холоде, смысла снимать уже было не так много, поэтому я направился к танкеру, дабы наконец повидаться со знакомым и совершить заветную передачку. Пока шел, сделал пару кадров "в нос" медведей и зацепил общий план.
На этом моменте съёмку можно было считать законченной, по крайней мере на сегодня, а значит самое время отправляться на базу, тем более, что впереди ещё необходимо отобрать и оперативно скинуть отснятый материал заказчику. Жаль только, что на обед мы не попадали, но тут меня выручила пюрешка, которую я неожиданно предусмотрительно купил днём ранее. Остаток дня прошёл без каких-либо приключений и впечатлений, если не считать эмоции от просмотра получившихся кадров. Наконец-то будет новый контент для моего телеграмма!
В комендатуре уточнил план на завтра, который по времени оказался довольно схожим с сегодняшним днём, что означало ещё один ранний подъём. Накопившаяся усталость от всей беготни в купе с продрогшим телом постепенно давали о себе знать, поэтому где-то уже в 10 вечера я спал глубоким сном прямо в термобелье, предварительно, конечно же, поставив утренний будильник, а также, в очередной раз, аккумулятор на зарядку.
Продолжение следует...