Французский художник Николя Пуссен жил в XVII веке, когда в европейском искусстве была очень популярна аллегория. То есть, какие-то невещественные, абстрактные явления изображали в виде конкретных образов, чаще всего, людей. Полотно "Танец под музыку времени" насквозь пронизано аллегоричностью. Три женщины и мужчина кружатся в хороводе, притом находясь спиной друг к другу, под музыкальное сопровождение обнаженного старика. По углам картины сидят путти, а в небе стремительно мчится колесница с божествами. Слева стоит каменная герма с двумя головами, фон — волнующий пейзаж.
Вот что видит зритель. Но что все это означает? Какова подоплека картины?
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
Пуссен написал "Танец под музыку времени" по заказу Джулио Роспильози, ставшего потом папой римским Клементом IX. Притом, как говорят, заказчик сам определил, кто и как будет изображен, художнику осталось только воплотить эти рекомендации в реальность. На самом деле точной интерпретации изображенного нет, но есть наиболее распространенная версия, с которой согласно большинство специалистов. По этой версии, танцующие фигуры представляют собой четыре времени года, а старик, играющий на лире — это само Время.
Небесная группа изображает богиню утренней зари Аврору, которая парит перед колесницей Аполлона, сопровождаемой, судя по всему, музами. Короче, дело происходит ранним утром.
Танцующие фигуры изображают не только времена года, но и такие явления, как бедность, труд, богатство и удовольствие. То, что они сменяют друг друга, говорит о прогрессе в человеческой жизни и в то же время о круговороте, когда одно состояние переходит в другое. При этом осень ассоциируется с бедностью, зима — с трудом, весна — с богатством, а лето — с удовольствием. Осень (она же бедность) выражена в неожиданной мужской фигуре, предположительно, Бахуса. Он же показан и в герме, где предстает в двух возрастах — молодом и пожилом.
Что касается Времени, то воплощение его в облике старика восходит к Хроносу. Но тут он, слава богам, не пожирает своих детей, а только музицирует. Младенцы у его ног могут быть спокойны.
Читайте еще на моем канале:
Как Демон овладел сознанием Михаила Врубеля и больше не отпустил