Важность подготовки кадров для науки и производства стала одной из ключевых тем на пресс-конференции, посвященной технологическому суверенитету Беларуси и России, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
— Я отметил бы два основных вектора, по которым должно идти опережающее развитие нашей экономики, — сказал декан машиностроительного факультета Белорусского национального технического университета Андрей Сафонов. — Первый связан с теснейшим союзом промышленности, образования и науки. Такое сотрудничество должно стать повседневной практикой. Второй вектор — объединение усилий и потенциалов Беларуси и России, особенно в плане подготовки кадров. Сегодня в братских государствах реализуется программа по созданию передовой инженерной школы Союзного государства.
По словам А. Сафонова, сегодня это единственный прецедент по развитию межгосударственного сотрудничества в области образования и науки. Пока данное направление большей частью представлено вузами РФ. Но БНТУ вместе с Псковским государственным университетом участвует в союзной программе по созданию передовой инженерной школы в области станкостроения. А. Сафонов убежден, что это правильно выбранное направление. Ведь без средств производства никакие виды промышленности развивать невозможно. А в условиях западных санкций тем более.
— Немало белорусских и российских предприятий, оснастившихся зарубежными станками, с введением иностранных ограничений по импорту столкнулись с серьезными проблемами, — пояснил А. Сафонов. — Если мы попадаем в технологическую зависимость от зарубежной стороны, она может остановить все наше производство или как минимум его часть, заблокировав поставки. Поэтому выпуск своих станков крайне необходим для технологического суверенитета. Объединив потенциал белорусских и российских вузов и государств в целом, мы можем преодолеть санкционные трудности. И нам нужно двигаться в этом направлении.
По словам А. Сафонова, с минувшего учебного года БНТУ и Псковский госуниверситет начали корректировку обучения с учетом передовых технологий. Одно из центральных мест в ней занимает цифровизация образования. Ее польза в том, что она позволяет максимально систематизировать подготовку специалистов.
Цифровизация обучения начинается с первого курса, когда студенты осваивают черчение с помощью специальных программных продуктов. И уже дипломные проекты выполняются комплексно, когда по одной общей теме работают четыре студента-выпускника. Например, в дипломной работе по наладке производства того или иного изделия будущий конструктор, технолог и инженер-айтишник выполняют свои части проекта. А инженер-экономист выстраивает всю цепочку производства в комплексе. По мнению А. Сафонова, машиностроительный факультет БНТУ уникален тем, что полностью обеспечивает подготовку всей линейки специалистов для производств.
— На мой взгляд, в числе приоритетных направлений должно оставаться развитие плазменных и лазерных технологий, — отметил А. Сафонов. — На машиностроительном факультете БНТУ есть одна из немногих в Беларуси отраслевая научно-исследовательская лаборатория по плазменным технологиям. Еще одно прорывное наше направление — 3D-печать из металла. Она во многом облегчает технологический производственный процесс и весьма эффективна экономически. Такие 3D-принтеры стоят миллионы долларов.
В заключение А. Сафонов еще раз отметил значимость системы образования в технологическом суверенитете нашей страны и подчеркнул, что без качественной подготовки кадров высшего образования технологическое развитие республики немыслимо.