Найти в Дзене

Клад Пугачева

«Ну почему я не родилась мальчиком?» – размышляла маленькая Поля и представляла, каким отличным солдатом могла стать. Фильмы, книги про приключения благородных рыцарей, славных пиратов, отважных первооткрывателей, привлекали ее куда больше сказок о любви, принцессах и подобной «дребедени для девчонок». Война, индейцы, Робин Гуд – вот что было ей по душе. И маленькая разбойница становилась заводилой самых разных шалостей.

Она жаждала приключений, и они ее находили! Полина могла нафантазировать для друзей горы, джунгли и моря-океаны. Гряда холмов, что издревле охраняла кусочек плодородной земли от злых степных ветров – отличное место для юных первопроходцев. Родители с утра до вечера трудились на заводе и не знали, что маленькие сорванцы облазали все овраги, балки и дубовые рощи на склонах Ергенинской возвышенности. А лучшим временем года было лето.

В неизменную Полину команду входил младший брат Димка, его ровесник и друг Максим со своей младшей сестренкой Женей. Лучшая подруга и одноклассница Инна и ее сестра Анечка.

С Инной они дружили с трёх лет. Тогда только заселялся новый дом обычного спального района. Дети играли поодиночке, никто никого не знал. А Поля приметила тоненькую белокурую девчушку, подошла, познакомилась и подружилась. С тех пор они везде были вместе, и даже в школу пошли в один класс, и уроки делали сообща. Тем более квартиры располагались одна над другой. Инна была более робкая, застенчивая, в отличие от живой уверенной Поли.

Их дружная компания купалась в затоне, исследовала казавшиеся непроходимыми заросли ивняка на его берегу; вдоль и поперек исходила свой район – километры улиц, проспектов, подворотен. Но самое чудесное испытание ждало Полю и её друзей после окончания 6 класса...

Занятия только начались, когда на большой школьной доске объявлений Поля заметила заманчивое приглашение записаться в секцию туризма. Уговорить друзей не составило труда – горящие глаза, призывная речь, и дружная компания превратилась в заядлых туристов-теоретиков. Честно посещали занятия – ведь на каникулах преподаватель и старший товарищ Олег обещал настоящий поход с палатками, костром и гитарой.
И вот учеба и экзамены позади – долгожданный день отъезда настал. Около здания школы рычит мотором автобус, взволнованные родители дают девчонкам и мальчишкам последние советы и наставления.

– Полюшка, я тебя прошу, слушайся взрослых, не уходи никуда без разрешения, – увещевала мама, прекрасно знавшая свою неугомонную дочь. – И за Димой присматривай!

А вот об этом можно было не напоминать: брат всегда был для нее объектом неусыпного внимания.

– Мам, ну я все знаю, – девочке было скучно в мире взрослых с их страхами и назиданиями. Хотелось скорее оторваться от опеки и почувствовать вкус свободы и приключений.

Старенький тарахтящий ПАЗик, набитый сумками, палатками, продуктами и гомонящей детворой неторопливо шел по пыльному выбеленному зноем раскаленному городу. Степи, поля, перелески, и часа через три они прибыли к месту назначения – круглой ровной поляне, со всех сторон поросшей высокими тополями. Бойко разгрузили вещи, отпустили водителя и принялись сооружать лагерь. Первое испытание, которое весело и шумно выполняли все его новоявленные обитатели. 20 детей и 10 взрослых. А вокруг – километры безлюдной лесостепи. Здорово, необычно!

Палатки выстроились полукругом, как парусники на приколе в гостеприимной бухте. Ребятам не терпелось узнать, которая из них будет их домом на ближайшую неделю. Девочкам – чтобы навести уют, мальчикам – побросать рюкзаки и погонять футбольный мяч. Энергии в юных туристах было хоть отбавляй. А старшим пока не до них – решали свои непонятные взрослые дела.

– Давайте-ка соберем сушняк для костра – заодно и поляну расчистим, – дал заскучавшим ребятам задание Олег, а мы вам пока обед соорудим.

– Ну вот, опять вместо игр дела, – недовольно протянул незнакомый мальчишка, пнув в сердцах подвернувшуюся ветку.

– Почему «вместо»? – возмутилась Полина, – давай «на спор»: я больше тебя дров принесу, да еще и самых отборных!

– Ты? – презрительный взгляд, – ну, давай.

За импровизированным поединком следила вся детвора, с меньшим энтузиазмом включившаяся в работу.

– Тебя зовут-то как? – изрядно подуставший, раскрасневшийся и уже не столь самоуверенный паренек оценивающе смерил на глаз две кучи веток.

– Полина, – довольная, что не уступила мальчишке, ответила та.

– Саша. Я из 90 школы.

– А я из 75. Это ваша учительница? – Она кивнула в сторону худенькой темноволосой девушки, усердно нарезавшей батон на раскладном столике их полевой кухни.

– Ага. Елена (вообще-то мы зовем ее Леночка) Александровна. А ваш?

– Олег. Без отчества.

– Ребята, строиться! – их разговор прервал призывный крик начальника лагеря. – Распределяем по отрядам и палаткам. Слушайте внимательно и направляйтесь каждый к своему вожатому.

Полина и Саша попали в старший отряд. А палатки их оказались ровно в противоположных сторонах, крайние. Его – на мужской половине, ее – на женской.

После того как все разместились и пообедали, было решено обойти окрестности и, к изрядной радости детворы, искупаться в неглубокой спокойной речке. Димка и Максим всюду как привязанные ходили за своим вожатым Олегом – они были в среднем отряде. И Полина только краем глаза следила за перемещением брата. У них, старших, образовался свой триумвират: она, подружка Инка и Саша.

Вечером был костер. Все знакомились, приглядывались друг к другу: на целую неделю они становились одной семьей или, уж точно, дружной командой.

Когда Олег достал гитару, все приглушенные разговоры и шепот стихли. Взрослые, за плечами которых был не один поход, спели несколько незнакомых Полине песен. Она слушала, затаив дыхание, про дружбу, про горы, про опасности и верность. А потом зазвучали военные и детские мелодии, и все, кто сидел на бревнах вокруг живого танцующего пламени, стали подпевать солисту.

Вымотанные долгим, насыщенным событиями днем, первыми начали клевать носами малыши, и вожатые развели их по палаткам. Но еще долго у костра звучали приглушенные голоса и грустные тихие песни.

Несмотря на все свои подвиги, Полина ни разу не бывала в походах, не спала вот так, в палатке. И ночь в степи, вне надежных стен, показалась ей очень длинной. Не спалось: чудилось, кто-то ходит по лагерю, трещит сухой травой. Вскрики неизвестной птицы, то тревожные, то плачущие, спокойствия не прибавляли. Так что на раннюю утреннюю зорьку с мальчишками-рыбаками она отправилась охотно и даже радостно. Единственная девчонка в компании тут же завоевала еще больший авторитет.

После завтрака всем отрядам предложили практические занятия по туризму и выживанию. Старшие со своей вожатой Еленой Александровной должны были по карте и приметам отыскать ближайший населенный пункт. Задание несло вполне практичную подоплеку – найти местное начальство и договориться о поставке свежих продуктов. Пока шли вдоль реки по хорошей широкой тропе в тени деревьев, девушка занимала детей интересными историями. Оказывается, в этих краях скрывались остатки отряда Пугачева. Где-то были тайные пещеры и, возможно, клад атамана…

Полине, с ее богатым воображением, хватило бы и меньшего повода, чтобы нафантазировать сундуки с драгоценностями, подземные катакомбы, призраков, – все, что так манит любого подростка в любом уголке мира.

– Саша, Инна, – отозвала она в сторону друзей, – надо поговорить.

– Подожди, послушай, как интересно, – не поддержал ее порыв мальчик, а вот подруга, уловив в голосе девочки азартные нотки, отстала от основной группы. Немного поразмыслив, к ним присоединился и Саша.

– Нужно найти клад! – сразу выпалила Полина, – она была слишком возбуждена, чтобы тянуть со своим предложением.

– Ой, ну ты скажешь тоже, – отмахнулся новый товарищ, – как будто 200 с лишним лет никому эта мысль в голову не приходила!

– Может и приходила, но ведь не нашли! – На это никто возражать не стал. – Ну не зря сейчас Леночка Александровна эти байки травит. Увидишь, вожатые задумали клад найти. А мы возьмем и всех опередим!

Настало время тихих занятий, и лагерь будто вымер – его обитатели разбрелись по укромным уголкам. А неугомонная троица потихоньку перебралась на другой берег реки и, миновав полосу леса, вышла на открытый простор.

Ух, ты! – оглядывая бесконечные степи, изрезанные оврагами, протянул Сашка, – как будто дикие места и никого, кроме нас!

– Точно! Мы попали в прошлое, – подхватила игру Инна, – только, чур, осторожнее, ведь здесь могут оказать лихие люди.

И ребята, как по команде, упали на землю, вжавшись в пыльный склон.

– Вон овраг глубокий, – давайте сначала туда!

Солнце пекло нещадно – здесь, на открытом месте, вне спасительной тени, жаркое лето проявляло себя истинным хозяином южного приволья. Сухая колючая трава больно хлестала голые ноги, но дети, увлеченные своей затеей, не замечали ничего. Глубокая, протянувшаяся на добрую сотню метров, балка оказалась настоящим лесом: ее дно густо заросло акацией.

– Теперь понятно, где укрывались партизаны в войну, – почему-то шепотом сказала Полина, когда они осторожно спустились вниз, – я всегда думала, ну где же они прятались, ведь степь кругом…

– Да, тут можно отличное убежище соорудить, – восхищенно крутил головой Саша, – и пещеры прорыть.

Юные следопыты многозначительно переглянулись и отправились исследовать косогоры.

– Шепчутся где-то, тсс, осторожнее, – Саша притянул девчонок за дерево.

– Где, не слышу, – Полина осеклась: вдали текла неспешная беседа.

– Я на разведку, а вы тише тут, – серьезно скомандовал мальчик.

– Мы тоже пойдем.

– Нет, одному сподручнее, я мигом, – и паренек скрылся за кустами.

Стало непривычно тихо – пока шли, звуки шагов выстукивали веселую мелодию. А сидеть вот так, в ожидании неизвестности оказалось тревожно, но страшно приятно … Да еще этот шепот, который то стихал, то снова звучал вдали…

Сашка вырос как из-под земли, загадочно улыбнулся и помахал рукой – «за мной».
Полина быстро зажала себе рот рукой, а Инка тихонько вскрикнула, когда за большим деревом увидели фигуру незнакомца в черном… А Сашка весело рассмеялся и шагнул на открытую поляну, чуть не ввергнув подружек в панику.

– Стой! – не сдержалась Поля и почти сразу поняла, что перед ней не человек, а причудливая игра природы и воображения… Темный камень на берегу ручья (его шум они приняли за шепот) легко мог сойти за человека.

– Как будто охраняет, – высказала она мысль, которая пришла в голову всем… – Близко клад, чувствую я его.

– Я тоже так думаю, но взгляни, здесь несколько пещер, а гуляем мы уже долго.
– Заглянем хоть в одну – и обратно!

Первая пещера оказалась скорее выемкой, которая заканчивалась уже через полметра, вторая же начинала разветвляться чуть ли не через каждые два метра – без фонаря и веревки исследовать ее было нельзя. Так что, изрядно ободрав коленки и перепачкавшись в пыли, они вынуждены были отступить. Хорошо, что всех ребят привели купаться к реке, и они незаметно смешались с гомонящим и плескающимся роем.

Назавтра им не удалось ускользнуть из-под пристальной опеки Леночки.

– По-моему, наше вчерашнее отсутствие все-таки показалось ей странным, – поделилась своими сомнениями с друзьями Поля.

Вечером, у костра случилось то, что накануне предсказала девочка. Спев пару песен о приключениях и героях, Олег отложил в сторону гитару и, оглядев всех ребят, произнес:

– Знаете, мы не случайно приехали именно сюда, – последовала пауза, во время которой было слышно только потрескивание костра. – В этих краях последние пугачевцы от царского гнева скрывались. – И вожатый рассказал детям старинную легенду о кладе, который сам искал здесь с друзьями несколько лет назад и как в архиве наткнулся на старинную карту.

– Нас тогда мало было, трое всего, а карту я еще не отыскал. Помыкались мы, у стариков поспрашивали, копнули там-сям, но тщетно. Теперь, друзья мои, нас вон сколько, – он обвел глазами притихших слушателей, да и зона поиска сузилась. Придется, конечно, потрудиться, но не зря же мы вас год учили? Как думаете, сдюжим?

– Сдюжим, сдюжим!!!

Что тут началось! Глаза у ребят загорелись, они наперебой делились догадками, где искать, задавали вопросы взрослым, и успокоить их было просто невозможно. Старшие и не вмешивались – с улыбками смотрели они на подопечных, лишь изредка делая необходимые разъяснения.

– Олег, Олег, – настойчиво теребил вожатого за руку серьезный мальчик из среднего отряда, – кто рассказал тебе легенду?

– Старик один во время археологической экспедиции. В той деревне, где мы квартировали, его считали сумасшедшим. За то и считали, что он собирал всякие истории, а иногда отправлялся на поиски. Да вот только не знали они, что старик – бывший видный ученый, который однажды потерял все и поселился в глуши. Когда мы приехали, он уже очень болел и редко выходил из дома. Но однажды, когда почти все в лагере уснули, он подошел к костру, послушал песни и поделился своими знаниями.

– И ты поверил ему?

– Тогда не особенно. А потом, когда нашел карту, а еще и имя этого старика в старой-старой энциклопедии – поверил!

– А я говорю, там золото!.. Правда, Олег?

– По описанию, должно быть. Но не факт – люди в 17 веке жили бедно, им и серебро да медь могли показаться несметными богатствами…

– Я же говорила, говорила! – пыталась перекричать других Полина, – мы должны, должны первыми найти!

Когда гомон утих, Олег осторожно достал из картонной папки тонкий полупрозрачный листок и, показав всем, убрал его обратно:

– Это точная калька, – пояснил он, – а вот, переведенные карты для каждого отряда. – Он раздал вожатым по экземпляру, – завтра утром объясню, что делать. А сейчас еще немного посидим и спать – сил набираться!

Приглушенные голоса не утихали в лагере еще пару часов. В каждой палатке обсуждали завтрашний день, и старшие не вмешивались. Они сидели у притушенного костра и, вполне довольные собой, вспоминали детство, негромко напевали песни и пили остывший чай. И только когда последние разговоры прекратились, отправились на покой.

После завтрака все отряды расположились на поляне, чтобы получить задания.

– Итак, вот как мы поступим. Есть несколько мест, похожих на описанные в карте. Вам предложено разгадать зашифрованные старинные тексты и по полученным ориентирам найти их. Встретимся здесь в час дня – доложите об успехах.

Вот когда пригодились занятия в классе! Пришлось вспомнить и географию, и историю, и топографические знаки, и приметы.

Текст, который получили ребята, гласил: «От бык-камня на солнца заход 10 шагов отмерь, вправо поверни, чтобы река перед глазами встала. Еще 15 шагов сделай и копай».

– Бык-камень, это что? – рассуждала вслух Елена Александровна.

– Большой, значит! На быка похож! – галдели ребята.

– Мы же видели такой – идемте! – крикнула Поля и уверенно зашагала прочь от лагеря. Все по инерции двинулись за ней, вожатая даже застыла от удивления – ведь это она должна командовать поисками…

– Эй, ребята, погодите! Далеко идти, Полина? – спросила, поравнявшись с неразлучной троицей, вырвавшейся вперед всех.

– Не очень, но и не близко. Помните, мы ходили в село? И там такой камень огромный в стороне лежал?

Через пару километров пыльной степи, которая отделяла лагерь от реки, отыскалось похожее по описанию место. Теперь нужно было определить, куда садится солнце. Вожатая помогала, подсказывала – ей ведь тоже не терпелось отыскать клад!

– Компас у кого? Давайте стороны света определим! – звонко командовала она.

– А я и так могу показать, куда солнце сядет, – уверенно заявил Саша и принялся отмерять шаги… Но весь отряд уже понял – это не то место… И действительно, огромный дуб, которому было никак не меньше пяти сотен лет, рос точно там, где нужно было копать.

– Обманка! Это текст, который уводит от настоящего схорона, – подытожил Саша.

Незадачливые следопыты вернулись к палаткам. На костре уже дымился ароматный борщ, и повариха тетя Света ждала оголодавших детей.

– Ну что, милые, устали, небось, проголодались? – добродушно приговаривала она. – Вон малыши здесь уже, умылись, книжку слушают. Идите и вы руки мойте, скоро обед.

Когда собрали сведения всех отрядов, выяснили настоящее место и проложили маршрут, лагерь опустел. Искать сокровища отправились сообща, передвигаясь от ближайшей точки до самой дальней. Еще два схрона оказались пусты – хотя (как громким полушепотом еще до того, как начинали копать, заявлял Саша) ясно было, что здесь созданы обманные тайники.

А вот последнее место притаилось на дне оврага – того самого, что исследовала Полина и ее друзья. Сюда они как раз не дошли – этот дальний, медвежий угол осмотреть не успели. Мальчишки копали по очереди: уставали, но лопату из рук не выпускали… Полина тоже сунулась было копать, – да куда там, и авторитет не помог. Наконец, железо звякнуло обо что-то твердое. Каменная плита закрывала аккуратную прямоугольную яму, выстеленную полуразложившейся холстиной. На дне ее стоял маленький сундучок! Испытывать терпение детворы Олег не решился – тут же откинул крышку. Старинные почерневшие монеты, украшения и рукоять какого-то холодного оружия предстали взору восхищенных кладоискателей.

– Так, отнесем в лагерь. А то растеряем тут все, – удовлетворив первую волну любопытства, объявил главный заводила.

Клад, описанный и сфотографированный, поделили между музеями двух школ, затеявших поход. Как сказал Олег: «в краеведческом музее такие находки уже есть, а у нас пока нет». Вот его сотрудники и подарили все содержимое сундука детям-археологам…

Прошло много лет, и уже студенткой, Полина узнала от Олега Викторовича, который преподавал историю в университете, что легенда была его придумкой. Она и сама догадывалась об этом, но память о невероятном происшествии детства не утратила своего волшебства. Такие приключения не забываются!

История из романа «Мечтательница».

Подписывайтесь на канал, чтобы видеть новые публикации.