15 марта 1922 года на экраны вышла неофициальная киноадаптация романа Брэма Стокера «Дракула» – немецкий немой фильм ужасов «Носферату, симфония ужаса».
Фильм произвёл фурор на публику и оказал огромное влияние на мировую поп-культуру и кинематограф. Именно в Носферату появляется клише о губительности солнечного света для вампиров – от солнечных лучей в конце фильма гибнет граф Орлок.
В романе же его прототип, граф Дракула, спокойно гуляет днём по Лондонскому зоопарку. Однако ряд историков кино подвергает сомнению это первенство, учитывая дальнейшую судьбу фильма, и выдвигают гипотезу, что режиссёр сам увидел или услышал упоминание об этом в каком-либо источнике о вампирах.
Необычен образ и самого вампира, который создал исполнитель роли – немецкий актёр Макс Шрек. Высокий, худой, лысый и невероятно бледный вампир с длинными крючковатыми пальцами и когтями, большими ушами. Зубы его похожи на зубы грызуна, нежели на привычный современному зрителю вампирский оскал с длинными клыками. Образ оказался настолько экстравагантен и необычен, что некоторые зрители всерьёз поверили, что в фильме снимается настоящий вампир.
Многие элементы из Носферату, от образа вампира, созданного актёром Максом Шреком, до музыки, в дальнейшем использовались в других фильмах. Наиболее известной стала сцена перемещения тени графа по стене над лестницей.
Режиссёр картины Фридрих Мурнау не смог получить от вдовы Стокера права на экранизацию Дракулы, поэтому Носферату является неофициальной киноадаптацией романа. Имена героев фильма изменены, как и изменена сюжетная линия, действия картины происходят не в Великобритании, а в Германии.
Имеется ряд и других расхождений с первоисточником, например, в романе вампир не отражается в зеркале, в то время как в фильме отражение графа мелькает в зеркале на стене. Нет и доктора Ван Хельсинга, как и многих других персонажей книги. В книге Мина Харкер не погибает, в то время как экранный персонаж Элен жертвует собой, чтобы остановить вампира.
Съёмочная группа выезжала в Словакию, а также в немецкие города Висмар, Любек и Росток, что было нетипично для кинематографа тех времён, когда преобладали павильонные съёмки. Ночные сцены чёрно-белого фильма раскрашивались синим, а некоторые сцены для нагнетания атмосферы снимались в негативе.
Поскольку Фридрих Мурнау так и не получил права на экранизацию, Носферату считался плагиатом романа. Вдова Брэма Стокера, Флоренс Стокер, подала иск в Германии и выиграла дело. Суд постановил уничтожить все копии фильма и приговор был приведён в исполнение. Продюсер картины объявил студию Prana Film, создавшую фильм, банкротом, чтобы избежать дальнейших судебных разбирательств.
Однако не все копии фильма были уничтожены. Во французской Синематеке и кинофондах Германии сохранилось несколько экземпляров киноленты. На их основе в 1995 году Фонд Мурнау восстановил картину, снабдив её музыкой, написанной к премьере фильма в 1922 году Гансом Эрдманом. Были созданы копии с титрами на других языках, в том числе на английском языке.
Таким образом, Носферату, в отличие от своего главного персонажа, выжил и в прошлом году отпраздновал столетний юбилей.
В 2015 году директор кладбища обнаружил, что склеп, где похоронен режиссёр фильма, Фридрих Вильгельм Мурнау, вскрыт, а голова украдена неизвестными злоумышленниками. Найти злоумышленников и голову до сих пор не удалось. Полиция предполагает, что голова была украдена в оккультных целях.
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ!
Ещё интересный материал:
Смотри также подборку: