Найти тему
Детский мир

Хочу говорить! Ораторское мастерство для детей

Оглавление

Ораторское мастерство — это умение красиво и убедительно выражать свои мысли. Полезен ли этот навык для ребёнка? Несомненно. Грамотно строить фразы, доносить мысль до собеседника, выступать у доски, защищать свой проект — всему этому вашему ребёнку предстоит научиться, и азы ораторского искусства ему отлично помогут. В этой статье мы даём советы и приводим примеры упражнений по риторике для детей.

Несколько основных советов

  • Где и как учиться ораторскому мастерству? Во-первых, конечно, на специальных курсах именно по риторике и технике речи. Если школьник посещает театральную студию, то там он будет изучать ораторское искусство и практиковаться в закреплении навыков. Развитие навыков речи будут преподавать в школе на уроках родной речи и литературы. В гимназиях и лицеях с углублённым изучением гуманитарных предметов часы по риторике могут быть включены в общее расписание. Но даже если все эти опции вам недоступны (например, таких спецшкол и курсов нет в вашем городе, или нет финансовой возможности оплачивать дополнительные занятия), заниматься с ребёнком можно самостоятельно. Чуть ниже мы дадим список интересных упражнений.
  • Когда начинать? Самый плодотворный период для занятий риторикой — с 6 до 12 лет. Как правило, он совпадает с поступлением в школу. Именно здесь новоиспечённый первоклассник сможет оттачивать ораторское мастерство: красноречие, эмоциональный интеллект, качество аргументов, логику.
  • Создавайте ситуации, которые будут тренировать риторику. Читайте с ребёнком книги вслух, с интонациями, от разных персонажей, а ещё лучше — устройте театральное представление. Попросите малыша рассказать историю или анекдот, пересказать сказку, которую он слышал накануне. Обращайте внимание ребёнка на ораторов, которые выступают на экране, если вы что-то вместе смотрите; обсудите их мимику, жесты и приёмы. Спрашивайте его мнение по поводу происходящих событий дома и на улице. Будьте внимательным слушателем — поправляйте, но не давите.
  • Учитывайте способности и характер ребёнка. Более экстравертивные дети и так будут стремиться вам всё рассказать, ваша задача — научить их структурировать свой рассказ. Более интровертивные дети, наоборот, будут стесняться публичного выступления: тут их надо поддержать и приободрить.

Упражнения по риторике для детей и взрослых

  1. Игра в ассоциации. Загадайте человека, которого все участники знают лично. Попросите ребёнка угадать, кто это, задавая вопросы: «Если бы этот человек был птицей, то какой?», «Если бы этот человек был временем года, то каким?». Потом поменяйтесь ролями. Игра развивает воображение, ассоциативное мышление и чувство юмора.
  2. Рассказ по картинке. Покажите ребёнку статичную картинку и попросите рассказать историю, которая происходит на картинке. При этом он должен использовать логически связанные предложения, чтобы изображённые действия звучали как цельный рассказ. Можно получить массу удовольствия, рассматривая картины с большим количеством деталей или с фантастическими пейзажами и действующими лицами.
  3. Игра в слова. По очереди называйте слова на тему, которую вы вместе выберете. Например, поликлиника: врач, терапевт, укол, регистратура, карта… Пропустивший ход проиграл, а выигравший придумывает новую тему. Игра расширяет лексикон.
  4. Игра в определения. По очереди придумывайте определения к предметам, которые окружают вас. «Картофель — это корнеплод, очень вкусный в жареном виде», «Скатерть — это такая ткань, которой мы накрываем стол».
  5. Игра в тишину. Эта игра хорошо воспитывает способность быстро сосредотачиваться. Помолчите минуту или две и прислушайтесь ко всем окружающим вас звукам: в комнате, в квартире, за окном. А затем по очереди рассказывайте об услышанных звуках: «Я слышала, как тикают часы», «Я слышал, как проезжал поезд». Естественно, повторяться нельзя. Тот, кто назовёт больше всех звуков, побеждает.
  6. Игра в маски. Отличная игра, которая тренирует способность правильно задать вопрос. Задумайте вашему малышу какого-нибудь персонажа. А он придумывает персонажа вам. По очереди задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»: «я мужчина?», «я персонаж сказки?», «я умею летать?», «про меня снимали кино?». Иногда её называют игрой в стикеры, потому что в большой компании можно наклеить на лоб другого участника бумажку-стикер и написать на ней имя — таким образом сущность игрока видят все за столом, кроме него самого.

Существует целое семейство настольных игр, которые предназначены для общения и развития навыков говорения: объяснить слово за отведённое время, рассказать историю, аргументировать свою невиновность. В Детском мире мы собрали разные игры — развлекайтесь, общайтесь, и пусть ваши дети становятся первоклассными ораторами!