15 марта 1938 года были расстреляны подсудимые Третьего Московского процесса - Бухарин, Рыков, Крестинский, Ягода и другие. Кого-то из них жаль, кого-то (как Ягоду) ни капли. В концепции мирного врастания кулака в социализм и лозунге "обогащайтесь" Бухарин был полностью не прав, за что его справедливо критиковал ещё в 1925 году Зиновьев. Тот, впрочем, тоже не миновал фарса и казни.
Подобные процессы морально ничем нельзя оправдать - свалка, основанная на уже решенных ранее внутрипартийных спорах, но без единого конкретного доказательства с заранее выданными приговорами. Но политически и исторически они объяснимы. Объяснить не значит оправдать, подчеркиваю. Недавно меня спрашивали на тему Московских процессов: а ждали ли подсудимые на них снисхождения вроде условного срока и освобождения - или всё же понимали, что дело идёт к казни. И подсудимые оставили чёткий ответ на вопрос.
Они ждали именно смерти и понимали зачем она требуется. На Первом Московском процессе в августе 1936 года Каменев говорил о своём праве мыслить "покуда черепная коробка не разбита пулей". Все участники того процесса были расстреляны. А 10 декабря 1937 года, незадолго до Третьего процесса, его главный подсудимый Бухарин обратился с письмом к Сталину. Письмо было поднято из архивов ещё в 1956-м и опубликовано в свободном доступе ныне. И в нём видно, ждал ли Бухарин снисхождения и понимал ли суть судебного фарса. Читаем:
"...я, думая над тем, что происходит, соорудил примерно такую концепцию: есть какая-то большая и смелая политическая идея генеральной чистки а) в связи с предвоенным временем, b) в связи с переходом к демократии. Эта чистка захватывает а) виновных, b) подозрительных и с) потенциально подозрительных. Без меня здесь не могли обойтись. Одних обезвреживают так-то, других — по-другому, третьих — по-третьему <...> Я настолько вырос из детских пеленок, что понимаю, что большие планы, большие идеи и большие интересы перекрывают все, и было бы мелочным ставить вопрос о своей собственной персоне наряду с всемирно-историческими задачами, лежащими прежде всего на твоих плечах.
Но тут-то у меня и главная мука, и главный мучительный парадокс. Если бы я был абсолютно уверен, что ты именно так и думаешь, то у меня на душе было бы много спокойнее. Ну, что же! Нужно, так нужно. Но поверь, у меня сердце обливается горячей струею крови, когда я подумаю, что ты можешь верить в мои преступления и в глубине души сам думаешь, что я во всех ужасах действительно виновен. Тогда что же выходит? Что я сам помогаю лишаться ряда людей (начиная с себя самого!), то есть делаю заведомое зло! Тогда это ничем не оправдано"
Бухарин всё понимал. А историческая наука пришла в своём понимании природы Московских процессов почти что к бухаринскому истолкованию. У Сталина была идея генеральной чистки перед лицом надвигавшейся войны. Морально чистить таким жёстким методом негативно, но... Поэтому генсек, искренне полагая себя прогрессивной стороной, делал заведомо негативные вещи, сознательно отправляя многих под нож. И осуждаемые это понимали. В этом их личная трагедия. А трагедия первого социалистического опыта в том, что такие средства вообще потребовались. Надеюсь, больше не потребуются никогда.
***
Благодарю вас за внимание! Также канал можно читать в Телеграме. Желающие могут добровольно и посильно поддержать "Историка на полставочки" - 2200 2404 1720 4357
Также буду благодарен подписке, лайкам и репостом. Распространим исторические знания вместе!