Один из немногих музыкантов, о которых можно сказать, что они навсегда изменили джаз, Чарли Паркер был, пожалуй, величайшим саксофонистом всех времен. Он мог играть удивительно быстрые партии, которые, если их замедлить до половины скорости, показывали, что каждая нота имеет смысл. "Птица", наряду со своими современниками Диззи Гиллеспи и Бадом Пауэллом, считается основателем бибопа; на самом деле он был интуитивным игроком, который просто самовыражался. Вместо того чтобы основывать свои импровизации на мелодии, как это делалось в свинге, он был мастером аккордовой импровизации, создавая новые мелодии, основанные на структуре песни. Фактически, Берд написал несколько будущих стандартов (таких как "Anthropology", "Ornithology", "Scrapple from the Apple" и "Ko Ko", а также такие блюзовые номера, как "Now's the Time" и "Parker's Mood"), которые "заимствовали" и модернизировали аккордовые структуры старых мелодий. Замечательная техника Паркера, довольно оригинальное звучание и способность придумывать гармонически сложные фразы, которые могли быть как логичными, так и причудливыми, оказали большое влияние. К 1950 году было невозможно играть "современный джаз" с достоверностью, не изучая Чарли Паркера.
Чарли Паркер родился в Канзас-Сити, штат КС, но вырос в Канзас-Сити, штат МО. Сначала он играл на баритоновом рожке, а затем перешел на альт. Паркер был настолько очарован богатой музыкальной сценой Канзас-Сити, что бросил школу в 14 лет, хотя его музыкальность к тому моменту была сомнительной (его идеи появлялись быстрее, чем его пальцы могли их воспроизвести). После нескольких унижений на джем-сейшенах, Берд в течение одного лета усердно работал на лесоповале, совершенствуя свою технику и овладевая основами игры. К 1937 году, когда он впервые присоединился к оркестру Джея МакШанна, он уже прошел долгий путь к тому, чтобы стать крупным игроком.
Чарли Паркер, на которого в раннем возрасте оказали влияние Лестер Янг и Бастер Смит, впервые посетил Нью-Йорк в 1939 году, одно время работая мойщиком посуды, чтобы иметь возможность слушать ночные выступления Арта Тейтума. Он дебютировал в записи с Джеем МакШанном в 1940 году, создав замечательные соло с небольшой группой из оркестра МакШанна на композициях "Oh, Lady Be Good" и "Honeysuckle Rose". Когда в 1941 году биг-бэнд МакШанна приехал в Нью-Йорк, Паркер исполнил короткие соло на нескольких их студийных блюзовых записях, а его выступления с оркестром произвели большое впечатление (а иногда и напугали) других музыкантов, которые никогда раньше не слышали его идей. Паркер, который в 1940 году впервые встретился и играл с Диззи Гиллеспи, в 1942 году недолго играл в группе Нобла Сиссла, в 1943 году играл на теноре в боп-группе Эрла Хайнса, к сожалению, не записанной, а в 1944 году провел несколько месяцев в оркестре Билли Экстайна, но ушел до того, как эта группа выпустила свои первые записи. Гиллеспи также играл в биг-бэндах Хайнса и Экстайна, и с конца 1944 года этот дуэт стал командой.
Хотя Чарли Паркер записывался с группой Тайни Граймса в 1944 году, именно его сотрудничество с Диззи Гиллеспи в 1945 году поразило джазовый мир. Услышать, как эти два виртуоза играют быстрые унисоны в таких новых композициях, как "Groovin' High", "Dizzy Atmosphere", "Shaw 'Nuff", "Salt Peanuts" и "Hot House", а затем пускаются в зажигательные и непредсказуемые соло, было неприятно для слушателей, более знакомых с Гленом Миллером и Бенни Гудменом. Хотя новая музыка была скорее эволюционной, чем революционной, забастовка звукозаписывающих компаний в 1943-1944 годах привела к тому, что бибоп появился на пластинках полностью сформированным, казалось бы, из ниоткуда.
К сожалению, Чарли Паркер был героиновым наркоманом с подросткового возраста, и некоторые другие музыканты, которые боготворили Берда, по глупости принимали наркотики в надежде, что это поднимет их игру до его уровня. Когда Гиллеспи и Паркер (известные как "Диз и Берд") приехали в
Лос-Анджелес и были встречены со смесью враждебности и безразличия (за исключением молодых музыкантов, которые внимательно слушали их), они решили вернуться в Нью-Йорк. Импульсивно, Паркер обналичил свой билет, в итоге остался в Лос-Анджелесе и, после нескольких записей и выступлений (включая классическую версию "Oh, Lady Be Good" с Jazz at the Philharmonic), отсутствие наркотиков привело к психическому срыву и шестимесячному заключению в государственной больнице Камарилло. Выйдя на свободу в январе 1947 года, Паркер вскоре вернулся в Нью-Йорк и занялся самой плодотворной игрой в своей карьере, возглавив квинтет, в который входили Майлз Дэвис, Дюк Джордан, Томми Поттер и Макс Роуч. Паркер, который одновременно записывался на лейблах Savoy и Dial, был на пике формы в период 1947-1951 годов, посетил Европу в 1949 и 1950 годах и осуществил мечту всей своей жизни - записываться со струнными инструментами, начиная с 1949 года, когда он перешел на лейбл Verve Нормана Гранца.
Но Чарли Паркер, в силу своей наркозависимости и склонности к азарту, слишком любил играть с огнем. В 1951 году в Нью-Йорке у него отозвали лицензию кабаре (что затруднило его выступления в клубах), и он становился все более ненадежным. Хотя он все еще мог играть на высоте, когда был вдохновлен (как, например, на концерте в Мэсси-Холл в 1953 году с Гиллеспи), Бёрд катился вниз по склону. В 1954 году он дважды пытался покончить с собой, после чего провел время в Бельвью. Его здоровье, пошатнувшееся после очень насыщенной, хотя и короткой жизни с излишествами, постепенно ухудшалось, и когда он умер в марте 1955 года в возрасте 34 лет, ему можно было дать 64 года.
Чарли Паркер, который при жизни был легендарной фигурой, после смерти стал еще более знаменитым. Практически все его студийные записи доступны на LP, а также бесчисленное количество радиопередач и выступлений в клубах. Клинт Иствуд снял хорошо продуманный, хотя и упрощенный фильм о некоторых аспектах его жизни ("Птица"). Влияние Паркера после возвышения Джона Колтрейна стало скорее косвенным, чем прямым, но джаз звучал бы совсем иначе, если бы Чарли Паркера не существовало. Фраза "Bird Lives" (которая была нацарапана как граффити после его смерти) по-прежнему очень актуальна.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!