Хочу рассказать две истории, очень похожие одна на другую, но одна случилась в 90-е, а другая – в наше время, пять лет назад.
Я, как многие музыканты-инструменталисты, много лет совмещала свою педагогическую деятельность с работой в филармонии, играла в камерном оркестре.
В 80 - 90-е годы филармония занималась организацией музыкальных программ-лекториев для учащихся общеобразовательных школ. И мы с оркестром выступали перед школьниками старших и младших классов, как в районных, так и городских школах.
Просветительские намерения в области культурного, музыкального, классического наследия были самыми благими, но реализация, нужной и полезной образовательной программы для школьников, проходила в духе «обязаловки» и «принуждения».
Детей, в буквальном смысле слова, «загоняли» в актовые залы, и мы выступали в обстановке «гула» и общения, «говорящей вслух» аудитории.
«КАК» прошел концерт, никого не волновало. Школа ставила «галочку». Мероприятие по культурному воспитанию учащихся – ВЫПОЛНЕНО!
И вот, в очередной раз, концерт должен был состояться в лицее областного центра, школе с математическим уклоном, высоким рейтингом по показателям участников и победителей олимпиад, а также, числу поступающих в технические вузы.
Имея опыт проведения лекториев и выступлений, в «экстремальных» условиях, мы никак не ожидали того, что произошло, во время этого концерта. Подобного - не случалось никогда.
В зале собрались учащиеся 9 – 11 классов и педагоги школы. Мы вышли на сцену, концерт начался.
Хихиканье, разговоры были с самого начала концертного выступления, и становились все громче…
Учителя, не только не предпринимали никаких мер по наведению порядка, а сами, не в меньшей мере, общались между собой, как говорится, «в полный голос».
Дирижер неожиданно остановил оркестр, наступила тишина. Он, в грубой форме, предложил «говорящим» покинуть зал. Педагоги вышли, а дети остались. Когда музыка вновь зазвучала, учащиеся, «свободные» от учителей, еще веселее и громче продолжали «слушать и постигать» прекрасное и «вечное»!
С такими слушателями мы не встречались даже в самой «захолустной» школе. После концерта и учителя, и ученики покинули зал, как ни в чем не бывало…
Другая, очень похожая история случилась в наше время, в гимназии, в стенах которой, находится наша музыкальная школа.
Директор гимназии предложила мне провести урок «Классика и современность» для 10-11-х классов.
Я дала согласие, но вспомнила историю из 90-х, выступление в «математическом лицее». Сначала возникло желание - отказаться, но затем, мне захотелось провести это мероприятие, и провести его так, чтобы оно прошло с пользой для ребят, а не для «галочки».
В концерте принимал участие ансамбль скрипачей из моих учеников. В составе ансамбля были ребята старших классов этой гимназии, по сути дела, в зале находились одноклассники скрипачей.
Ребята переживали и волновались.
Сейчас, может быть отношение к детям-музыкантам, не такое, как в 80 - е, более лояльное, но все равно, в школе, в классе, они чувствуют себя «белыми воронами».
Перед концертным выступлением, прежде, чем зазвучала музыка, я сначала попросила ребят убрать телефоны и по возможности, не разговаривать, озвучив им свое желание и готовность пообщаться с ними на тему «музыка» и, что она для них значит.
Я к ним обратилась с просьбой, что если кому-то будет совсем «невмоготу» и неинтересно, то, они могут, не мешая другим, покинуть зал.
Прежде, чем я начала разговор о классике, я попросила ребят высказать свое мнение о музыке вообще, и в частности, о современной музыке, что им интересно, какие у них предпочтения, а также, рассказала им о своих учениках, которые стояли перед ними, и какое это не простое дело – научиться играть на скрипке.
Поделилась с ними, как мы любим свой инструмент, любим музыку, любим играть и выступать, и хотим поделиться сегодня с ними этой любовью.
После небольшого своего обращения к слушателям, я их еще раз призвала, проявить к нам уважение по одной, простой причине, что мы все: и ребята, и я, учимся и живем «под одной крышей», а еще… вдруг, кто-то для себя сделает приятное открытие, и мы, тогда точно, будем рады этой встрече и общению.
После этого зазвучала музыка. И волнение ушло. И мы не заметили, как концерт подошел к концу.
У нас все получилось… Никто не покинул зал.
А после концерта к скрипачам подходили их одноклассники и говорили: «Мы не думали, что вы так круто играете на «своих скрипках».
А потом, ребята мне рассказывали, что «наши слушатели» стали как-то по-другому к ним относиться, с интересом и уважением.
А со мной старшеклассники стали просто здороваться.
Вот я и подумала. Если бы, тогда, в 80-е, также поговорили с ребятами, может, они по-другому бы себя вели, и конфликта не было, а КОНЦЕРТ СОСТОЯЛСЯ!
Что вы думаете?
Ваша Г. Молькова.