Как говорится – и снова здравствуйте. У нас очередной портрет очередного «офицера» с очередного зарубежного аукциона. Сегодня случай достаточно простой. Возможно, когда-то я бы и не стал его подробно рассматривать, но знаете, что? Данный канал явно приближается к тому, что называется «тематическим дном». Наибольшим интересом читателей пользуются, безусловно, материалы с атрибуциями портретов. Но число портретов, персонажи которых до сего момента остаются неизвестными, или портретов с неверными атрибуциями, конечно – от слова «конец». Очень многие портреты уже атрибутированы специалистами, гораздо более компетентными, чем я. Из остающихся неатрибутированными наиболее значительная часть не дает достаточных «зацепок» для идентификации личности. То есть во многих случаях я могу определить национальную принадлежность изображенного, род и вид войск/конкретную часть, где он служит, чин, но, скажем, изображенный на портрете набор наград является стандартным для офицера его ранга или награды и вовсе отсутствуют. Не говоря уже о том, что в случае с офицерами полкового уровня я и не имею доступа к полному перечню офицерского состава того или иного полка, их послужным спискам, где указаны этапы продвижения по карьерной лестнице, полученные награды и т.д. Все это не дает довести атрибуцию до логического финала – установления собственно личности изображенного. И, безусловно, хотя и реже, попадаются портреты, вовсе ставящие меня в тупик, то есть я даже не имею версий, что за чудо-юдо такое передо мной. Я имею в виду принадлежность изображенного на портрете мундира той или иной стране, армии, службе. Поэтому число исторических портретов, которые до сих пор оставались неатрибутированными или неверно атрибутированными и которые при этом я имею возможность атрибутировать, ограниченно, и к настоящем моменту большую часть из них, по крайней мере, ту, к которой было достаточно легко получить доступ – посредством Госкаталога музейного фонда, наиболее крупных аукционных сайтов – я уже, судя по всему, атрибутировал. Надеюсь, с интересом для читателей. Нет, конечно, такие портреты еще есть, периодически всплывают новые, да и я постепенно тоже «повышаю квалификацию», расширяю свои знания, но с каждым разом становится все сложнее находить такие загадки, которые с оной стороны я был бы в состоянии разгадать, а с другой – рассказ о процессе разгадывания был бы интересен читателям. Ну, посмотрим, что дальше будет и как пойдет….
Вернемся к сегодняшнему портрету. На аукционном сайте он имеет следующую аннотацию: «Британская школа, XVIII в., Миниатюрный портрет офицера»
Перед нами молодой человек в парике модели «алонж», модной в конце XVII-начале XVIII вв., в рыцарских латах, в указанный период уже реально не носившихся, но по традиции изображавшихся на портретах полководцев и членов европейских правящих династий. Под левой рукой нечетко, но видны, предположительно, признаки горностаевой мантии. Через левое плечо надета синяя или голубая орденская лента. А на груди видна та деталь, которая и позволит нам опознать персонажа. На шейной ленте неопределенного цвета (забегая вперед скажу, что это выцветший зеленый) висит знак шотландского ордена Чертополоха в виде медальона с изображением Св. Андрея (не виден), держащего в руках косой (андреевский) крест.
Наличие у портретируемого шотландского ордена Чертополоха заставляет с высокой степенью уверенности предполагать, что синяя лента через плечо принадлежит английскому Благороднейшему ордену Подвязки.
Итак, персонаж весьма молодого возраста имеет два высших ордена Англии и Шотландии и (предположительно) изображен в горностаевой мантии. Очевидно, что он должен принадлежать к правящей династии Англии/Шотландии. Но кто же это?
Король Англии, Шотландии и Ирландии Яков II восстановил орден Чертополоха в 1687 г., будучи в возрасте 54 лет, явно превышающем возраст изображенного на аукционном портрете. Кроме того, через год он был свергнут в результате Славной революции. При его преемниках на английском (и шотландском) престоле Вильгельме III Оранском и Марии орден «заснул», пожалований не производилось, знаки ордена монархи, судя по всему, не носили. Следующая королева – Анна – возродила орден, но среди пожалованных им в ее правление не было представителей правящей династии. Сменивший ее на престоле Георг I знаки ордена Чертополоха, судя по всему, не носил, по крайней мере, мне не удалось найти его изображений с таковыми. То же самое касается и Георга II. А далее парики алонжи вышли из моды, и последующие британские короли и принцы изображаются в париках с буклями и косой.
Но мы рассмотрели «официальных», реально правивших английских монархов. А ведь есть же еще якобитская линия – потомки свергнутого Славной революцией Якова II. И здесь мы быстро находим искомое. На миниатюрном портрете с аукциона изображен сын Якова II принц Джеймс Фрэнсис Эдуард Стюарт, он же - Старый претендент, он же номинальный английский король Яков III, он же – номинальный шотландский король Яков VIII. Его попытки вернуть себе трон, с которого был изгнан отец, успехом не увенчались и большую часть жизни Яков (Джеймс) провел во Франции, а затем Италии. После его смерти в 1766 г. якобитскую линию продолжил его сын – принц Карл Эдуард Людовик Иоанн Сильвестр Мария Казимир Стюарт, он же – Молодой претендент, он же - Красавчик принц Чарли.
Достоверные портреты принца Джеймса Фрэнсиса Эдуарда Стюарта, Старого претендента
Не правда ли, это тот же человек, что изображен на аукционной миниатюре? На двух из приведенных выше портретов виден знак ордена Чертополоха на шее.
И на всякий случай привожу портрет его сына принца Карла Эдуарда, Молодого претендента – тоже со знаком ордена Чертополоха. Но, полагаю, не возникает сомнений в том, что на исходном портрете именно первый из них
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.