Найти тему
ЮлиКо (Предпоследний приют)

Хто такое хыка? И почему его надо бояться

В системе верований многих народов особую роль играет мотив устрашения, адресатом которого обычно выступают дети. В числе немифологических образов, до сих пор (к сожалению) используемых в народной практике в педагогических целях - «милиционер», «цыгане», «чужая бабка», «чужой дядька» и т.д.

К счастью, не всех чужим дядькой напугаешь.
К счастью, не всех чужим дядькой напугаешь.

А наши предки пугали детей еще и мифологическими персонажами. Для одних (например, домового) функция устрашения являлась неосновной, факультативной. Для других она была основной и единственной. Дело жизни, так сказать. Хорошо всем знакомый бабай - как раз из этой категории. Пугали не всех подряд, а детей нарушающих запреты или общепринятую модель поведения. Считалось, что такими действиями ребенок как бы исключает себя из человеческого мира. Поэтому в качестве наказания он и должен был быть удален из этого мира и перенесен в мир нечеловеческий нечеловеческим же существом.

На Дону подобные персонажи тоже были известны, но практически лишены каких-либо этнографических характеристик. «Устрашители» занимали в системе мифологических представлений донских казаков особое место - в отличие от того же домового, они не входили в комплекс верований взрослого человека, а использовались лишь для того, чтобы в них верили маленькие дети. Поэтому таких персонажей можно назвать вербальными, т.к. их образ создается исключительно только словом за счет звуковой инструментовки названий (обилие взрывных согласных, лабиализованных гласных, повторение слогов), требующей мускульных усилий, сходных при некотором их утрировании, с гримасой устрашения.

Это - опять-таки бабай, бука, а еще хыка, он же хока, он же хаука.

Ничего конкретного об этом персонаже немногочисленные носители традиции и ученые-этнографы, увы, сказать не могут. Ни его внешний вид, ни образ жизни нам неизвестны (- А кто это хока? - А бох ыво знаить, эта ж дитей пужали-та так, щоб ани баялись). Может, в этом есть и некий скрытый смысл - ведь чем загадочнее, тем страшнее.

Иногда хыка живет под лавкой, иногда под кроватью, в огороде, у забора... Словом, как и бабай - персонаж вездесущий.

Кроме того, что его надо бояться, мы о нем ничего не знаем. Но у меня есть предположение, с кем может быть у хыка/хаука связан родственными узами. На севере Ростовской области, в Шолоховском районе, этот «страшила» был известен в том числе под именем аук. А в славянском фольклоре есть персонаж аука - что-то вроде младшего брата лешего. Аука-аук-хаука-хыка-хока - вот как-то так могла происходить трансформация названия.

Малютка-аука из войлока, мастер Secret Jar.
Малютка-аука из войлока, мастер Secret Jar.

Как проказливый лесной дух аука, любитель морочить голову заплутавшим путникам, «аукая» сразу со всех сторон, превратился в пугалку для донских казачат, страшного хыку - вопрос открытый.

Но на многонациональном Дону и не такое случается.

А в ваших краях кем детей пугали? Сейчас-то бросили, надеюсь?..

  • При подготовке статьи использованы материалы диссертации Архипенко Н. А. "Лексика мифологической системы донских казаков как части духовной культуры".