Каждая шутка о смерти приближает нас к ней.
В последнее время юмор становится новой религией. Тонны комедийных роликов в интернете (чьё качество сейчас мы обсуждать не будем), миллионы мемов, куча комедийных шоу на ютьюб-каналах и т.д.
Задумалась я о чёрном юморе. Конечно, самое ужасное, что можно сделать для шутки – начать её объяснять. Это убийство шутки с особой жестокостью. Если это делается в научном исследовании, то еще и группой лиц по предварительному сговору. Но я начала изучать вопрос юмора с научной стороны и набрела на интереснейшее исследование, которое показало, что чем больше человек понимает и принимает чёрный юмор, тем выше у него уровень интеллекта, образования, стабильнее эмоциональная сфера и ниже уровень агрессивности.
В выводах упомянутого исследования испытуемых разделили на следующие группы:
- умеренное понимание и предпочтение черного юмора; средний интеллект; слабое настроение и умеренная агрессивность;
- низкое предпочтение черного юмора и умеренное понимание; средний невербальный и вербальный интеллект, высокие нарушения настроения и высокая агрессивность;
- высокое предпочтение черного юмора и высокое понимание; высокий невербальный и вербальный интеллект; отсутствие нарушений настроения и низкая агрессивность.
То есть чем человек стабильнее, менее агрессивный, чем выше уровень его интеллекта и образования, тем с большей вероятностью он воспримет и оценит «юмор висельника». Теперь каждый раз, когда я гогочу над очередной чернющей шуткой, я вспоминаю эти данные и думаю, что это не отсутствие морали и совести, а просто высокий уровень интеллекта. И пониженная агрессивность.
Шутки про смерть, инцест, ограничения здоровья и рабов укрепились в сердцах многих людей. Или засели в печёнках. Лично я люблю чёрный юмор всеми фибрами своей души. Несмотря на то, что некоторые считают это безнравственным. «Черный юмор определяется как вид юмора, в котором зловещие темы, такие как смерть, болезнь, уродство, инвалидность или война, рассматриваются с горькой забавой. Черный юмор используется для выражения абсурдности, бесчувственности, парадоксальности и жестокости современного мира. Персонажи или ситуации обычно преувеличены далеко за пределы обычной сатиры или иронии, что потенциально требует повышенных когнитивных усилий, чтобы понять шутку.»
З. Фрейд выдвинул гипотезу о том, что юмор позволяет временно и относительно безопасно высвободить обычно подавляемые сексуальные и агрессивные побуждения в форме остроумия.
Вообще, в психоаналитической теории юмор – очень даже зрелая защита психики (см. Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика»). Он позволяет отдалиться от болезненного, с одной стороны, с другой – найти что-то забавное/смешное в не сильно смешном событии, либо скрыть свои истинные эмоции (для себя и для других), ведь не всегда показывать то, что действительно на душе – безопасно в той или иной ситуации.
А вот что еще интересно, так это т.н. «протосмех» - смех, который прослеживается уже у обезьян, и являющийся сигналом примирения, несерьёзности намерений, игры. Другой слышит смех и понимает, что смеющийся не агрессивен (или агрессивен в шутку), и не воспринимает действия другого всерьёз.
А вот люди, видимо, используя этот эффект юмора и смеха, производимый на других, научились скрываться и скрывать свои истинные эмоции и переживания. Или нападать, но «прикрывать» это нападение шуткой или смешком (попахивает манипуляциями, не находите?).
К тому же так можно откреститься от изменений (часто реакция на потенциальные изменения – ужас или смешок, что, по сути, является двумя полюсами одного континуума реакции на новизну (человек, как любая система, стремится к равновесию, сохранению, а любые изменения, даже положительные, это равновесие пошатывает). Поэтому легче отшутиться, а не предпринять реальные действия по изменению.
Для меня одной из самых эстетичных функций чёрного юмора является элегантное (или не очень) соприкосновение с экзистенциальными данностями, что приближает нас к их частичному осмыслению (смерть, одиночество, бессмысленность бытия). Каждая шутка о смерти приближает нас к ней. В прямом и метафорическом смыслах.
Дистанцирование от тревожащей ситуации с помощью юмора позволяет посмотреть на неё немного сверху, снизить влияние этой ситуации на нашу жизнь. Иногда это единственный способ выжить.
«Без юмора мы бы покончили с собой». Это фраза одной из женщин, прошедшей все ужасы Освенцима. В. Франкл, психотерапевт, прошедший концлагерь и создавший целое направление в психотерапии («логотерапия», «терапия смысла»), юмор ставит в основу своих воззрений. С помощью юмора человек может дистанцироваться, пусть и на время, от любой ужасной ситуации. А это уже неплохой способ выдохнуть, набраться сил и жить дальше.
«Если главная функция юмора — психологическое облегчение сложных ситуаций путем их сведения к смешной и нелепой форме, то чёрный юмор помогает пережить наиболее трагические ситуации, которые традиционно считаются слишком трагичными, чтобы над ними шутить» (А. Юревич).
«Юмор – оружие души в борьбе за самосохранение» (В. Франкл).
Не стоит мешать целительным свойствам юмора и смеха делать своё дело. Смейтесь! Иногда это единственное, что остаётся.