Найти тему
Семейный психолог

Чтобы услышать человека, нужно просто замолчать самому …

Известно, что слушать (даже внимательно и активно) и слышать — совершенно разные понятия. Увы, далеко не каждый человек способен следить за мыслями говорящего.

Как же понять, слушает вас собеседник или только старательно делает вид?

Для этого существует несколько речевых шаблонов. О них – речь в данной публикации.

Кстати, по этим признакам нетрудно отличить психолога-самозванца от психолога-профессионала.

ПОДПИСКОЙ, ОТКЛИКОМ, РЕПОСТОМ Вы поддержите развитие канала. СПАСИБО!!!
ПОДПИСКОЙ, ОТКЛИКОМ, РЕПОСТОМ Вы поддержите развитие канала. СПАСИБО!!!

Следует отметить, что есть много широко известных техник, казалось бы,  помогающих «лучше слышать собеседника», а также создавать ощущение причастности слушателя к теме разговора. Например, активное слушание, повторение мыслей говорящего, отзеркаливание значимых для данной беседы слов или жестов.

К сожалению, не все эти тактики всегда эффективны, а истинную заинтересованность слушателя можно легко понять по очень простым фразам из разговора.

Исследователи Гарвардского университета проанализировали целый ряд моделей поведения, кажущихся доброжелательными, и выявили, что они на самом деле часть скрывают отсутствие внимательного слушания.

Немногие люди умеют действительно слушать и слышать собеседника.

Для этого совсем недостаточно простого умения не перебивать говорящего и пытаться бессознательно переключить обсуждение на то, чтобы дать совет (рекомендацию) или посочувствовать.

Для иллюстрации этого вывода давайте рассмотрим несколько распространенных ситуаций, показывающих откровенную незаинтересованность собеседника в поддержке говорящего.

Ситуация 1

Сотрудник сообщает организатору: «Я очень беспокоюсь о своей презентации на заседании совета директоров».

В ответ менеджер сообщает: «Да, ты молодец. Я научился не нервничать при проведении презентации через многие годы работы»

Скорее всего человек хочет получить критическую обратную связь, а не заверения в том, что справится.

Ситуация 2

Сотрудник коллеге: «Мне просто срочно необходим отпуск»

Коллега отвечает: «Я тебе советую поехать на один курорт в горах. Я только недавно там был, и мне он понравился»

Наверное, человек намекает на свои невысказанные проблемы, которых не решить предложением места отдыха.

Ситуация 3

Больной: «Как же я боюсь операции».

Медсестра в ответ: «Этот хирург провел сотни таких операций, и осложнения были нечасто».

Скорее всего больной имеет беспокоящие эмоциональные проблемы, а попытка медсестры его успокоить игнорирует их.

Ответы собеседников, как мы видим, достаточно искренни, но они показывают незаинтересованность в реальной поддержке человека, нуждающегося в ней.

Да, часто наши предположения о том, что мы знаем, о чем думают другие, мешают нам понять их.

Как же научиться слушать?

Безусловно, научиться быть хорошим слушателем можно с помощью практики.

Для этого мы должны, прежде всего, научиться молчать, когда говорит другой.

Когда мы слушаем внимательно и искренне человека, он становится для нас более понятным, и мы можем дать ему то, в чем он нуждается в данный момент больше всего.

Вам важно выговориться и быть услышанным – обращайтесь к профессионалам. Работа психолога заключается в том, чтобы услышать человека и помочь ему понять, что с этим делать дальше.

Записаться на консультацию просто: сообщением или на сайте В17

Всего Вам доброго! С уважением, Наталия Фомина, психолог, автор программ по расслаблению, повышению самооценки и др.

-2