Известно, что слушать (даже внимательно и активно) и слышать — совершенно разные понятия. Увы, далеко не каждый человек способен следить за мыслями говорящего.
Как же понять, слушает вас собеседник или только старательно делает вид?
Для этого существует несколько речевых шаблонов. О них – речь в данной публикации.
Кстати, по этим признакам нетрудно отличить психолога-самозванца от психолога-профессионала.
Следует отметить, что есть много широко известных техник, казалось бы, помогающих «лучше слышать собеседника», а также создавать ощущение причастности слушателя к теме разговора. Например, активное слушание, повторение мыслей говорящего, отзеркаливание значимых для данной беседы слов или жестов.
К сожалению, не все эти тактики всегда эффективны, а истинную заинтересованность слушателя можно легко понять по очень простым фразам из разговора.
Исследователи Гарвардского университета проанализировали целый ряд моделей поведения, кажущихся доброжелательными, и выявили, что они на самом деле часть скрывают отсутствие внимательного слушания.
Немногие люди умеют действительно слушать и слышать собеседника.
Для этого совсем недостаточно простого умения не перебивать говорящего и пытаться бессознательно переключить обсуждение на то, чтобы дать совет (рекомендацию) или посочувствовать.
Для иллюстрации этого вывода давайте рассмотрим несколько распространенных ситуаций, показывающих откровенную незаинтересованность собеседника в поддержке говорящего.
Ситуация 1
Сотрудник сообщает организатору: «Я очень беспокоюсь о своей презентации на заседании совета директоров».
В ответ менеджер сообщает: «Да, ты молодец. Я научился не нервничать при проведении презентации через многие годы работы»
Скорее всего человек хочет получить критическую обратную связь, а не заверения в том, что справится.
Ситуация 2
Сотрудник коллеге: «Мне просто срочно необходим отпуск»
Коллега отвечает: «Я тебе советую поехать на один курорт в горах. Я только недавно там был, и мне он понравился»
Наверное, человек намекает на свои невысказанные проблемы, которых не решить предложением места отдыха.
Ситуация 3
Больной: «Как же я боюсь операции».
Медсестра в ответ: «Этот хирург провел сотни таких операций, и осложнения были нечасто».
Скорее всего больной имеет беспокоящие эмоциональные проблемы, а попытка медсестры его успокоить игнорирует их.
Ответы собеседников, как мы видим, достаточно искренни, но они показывают незаинтересованность в реальной поддержке человека, нуждающегося в ней.
Да, часто наши предположения о том, что мы знаем, о чем думают другие, мешают нам понять их.
Как же научиться слушать?
Безусловно, научиться быть хорошим слушателем можно с помощью практики.
Для этого мы должны, прежде всего, научиться молчать, когда говорит другой.
Когда мы слушаем внимательно и искренне человека, он становится для нас более понятным, и мы можем дать ему то, в чем он нуждается в данный момент больше всего.
Вам важно выговориться и быть услышанным – обращайтесь к профессионалам. Работа психолога заключается в том, чтобы услышать человека и помочь ему понять, что с этим делать дальше.
Записаться на консультацию просто: сообщением или на сайте В17
Всего Вам доброго! С уважением, Наталия Фомина, психолог, автор программ по расслаблению, повышению самооценки и др.