Удивительно, но иногда люди искренне не понимают, что что-то идёт не так. Подобная «бесчувственность к нюансам» может говорить об отсутствии информации и опыта о том или ином явлении. А может говорить о наоборот, наличии опыта. Но опыта крайне негативного, травматического, который дезориентирует жертву, мешает распознавать смыслы, тем самым защищая ее.
Есть вероятность, что данная статья будет ограничена к показам из-за серьёзности темы, которую я в ней затрагиваю. Поэтому, уважаемые читатели, прошу вашей активности, в виде лайков, комментариев и репостов.
Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.
Сегодняшняя статья об отношении к насилию, о непонимании, где кончается здоровая и конструктивная агрессия (например, воспитательные меры) и начинается нездоровое, токсичное поведение, нарушение чужих границ и насилие в адрес других людей.
И об одном маркере,
как распознать и отличить здоровую агрессию от насилия.
«Это оскорбление, но не агрессия»
«она в больницу попала? Из-за удара сумкой?
Неее, тогда беру свои слова назад, это не "по заслугам, т.к. сама полезла", а прямо насилие настоящее.»
«Так она не жертва. По ее поведению это очевидно. Когда дама на которой пробы ставить негде говорит что ее изнасиловали это может вызывать только смех.»
Что общего в этих фразах?
Во всех этих фразах смешение смыслов. Будто бы нападение бывает «по заслугам», а не ради выгоды.
Будто бы оскорбление по любому из признаков, включая внешность, возраст, пол, профессию или предмет гардероба, может иметь какие-то высокие цели, кроме «размазывания оппонента по стенке», то есть удовлетворения эгоистическая потребности в доминировании.
Будто бы хороших женщин насиловать нельзя, а тех, у кого «проба»— «немножко можно».
На мой взгляд,
проблема здесь даже не в терминологии, а в парадигме.
То есть в контексте использования тех или иных слов. В путанице между личным и общественным, между здоровым эгоизмом и альтруизмом (который, по мнению биолога Докинза, является, между прочим, генетически обусловленным инстинктом живых существ), между инстинктом выживания индивида и вида, между потребностями и желаниями, между мечтами и целями, между «быть» и «иметь».
А недавно я во время дискуссии услышала такое высказывание:
«Убийство —это норма»
Мне удалось справиться со взрывом моего мозга и понять, что мой оппонент, интеллигентный человек, имел в виду реальность агрессии, которую проявляют люди по отношению к другим людям, способность человека лишить жизни другое существо.
Да, shit happens, это реальность, хотя и не норма.
Та формулировка для меня вообще была крышесносной. И именно из-за смешения разных парадигм, а именно:
природного и социального.
Естественная, природная норма может не совпадать с искусственной, социальной нормой.
То, что в природе является правильным выбором и условием выживания (вида и индивида), в социуме является преступлением и несёт угрозу выживанию (вида и индивида).
Насилие и наказание — это понятия из разных парадигм
Прежде всего:
- Насилие не является наказанием, это самостоятельные и нетождественные понятия.
- Насилие не зависит от величины нанесённого ущерба.
- Насилие не ограничивается моральным обликом Жертвы.
Бывает, что тема морали и рассуждений о «справедливости» служат для манипуляций, для прикрытия насилия, для обоснования его «правильности».
Наказание, в отличие от насилия, имеет свои очевидные, открытые и понятные основания, и эти основания носят социальный характер.
Наказание связано с социальными, общественными нормами.
А насилие связано с эгоистическими интересами одного или группы людей.
Эти интересы чаще всего скрыты или нивелируются.
Насилие, как деструктивная агрессия, отличается от наказания, как конструктивной агрессии, именно благодаря разнице между природным/эгоистическим и социальным/альтруистическим.
Социальные статусы Жертвы и Агрессора могут сильно влиять на наказание и даже на его адресность. Это для вынесения приговора важно учесть все обстоятельства. Посчитать размеры, количество, факты. Рационализировать ущерб.
А для определения насилия это все не работает.
Насилие или есть или его нет.
И да, в некоторых социальных условиях насилие может остаться без социального наказания. Но не факт, что без возмездия, ведь месть выходит за рамки одобряемых социальных норм.
Насилие — это не само по себе действие , это смысл действия.
Шлепок по попе может быть насилием и агрессией , а может быть выражением чувств и мотивацией к близкому контакту, к общению.
Иначе говоря, дело не в форме проявления насилия, не в факте, нанесены ли жертве серьёзные увечья, или она «отряхнулась и пошла дальше».
Дело в контексте, условиях этого контекста, в правилах, открыто (!), а не «по умолчанию» заявленных.
Насилие — это нарушение безопасности Жертвы без обозначенных правил и потенциальных рисков, или в нарушение правил вообще.
Причём, безопасность здесь не только физическая.
Оскорбление собеседника является формой насилия, так как оскорбление полностью меняет контекст беседы, определяет роли и поведение сторон. А публичное оскорбление несёт для Жертвы определённые репутационные риски и вполне может привести к серьёзным материальным проблемам.
И такие действия обозначены как правонарушение, регулируются социальными нормами, а конкретно- юридическими законами, то есть наказанием, и слегка «кармой».
О варианте проблем в бизнесе, которые могут возникнуть вследствие оскорблений, я немного писала в статье про психотерапию врачей.
Возвращаясь к теме
В ситуации насилия искажаются смыслы.
В ситуации наказания, возмездия — смыслы сохраняются,
они понятны и открыты, от уровня «украл-выпил-в тюрьму» до уровня «карма настигла».
Поэтому солдат отличается от убийцы, а наказание —от насилия.
И дело вообще не в формате действия, а именно в смысле этого действия.
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» — это насилие.
«Львы едят таких, как мы» — это понятные, открытые правила, причины-следствия, условия опасной, но реальности, в которой можно стать жертвой чужой агрессии.
«— Что тебя грызет?
— Ничего, он наверху цепи питания!»
«Стоп, стоп, тайм-аут! Надо разобраться. Ты знаешь ее, она знает тебя, но она хочет съесть его. И все считают, что это нормально?»
Король Лев
На мой взгляд,
именно нарушение известных, открытых, провозглашённых и одобряемых правил, искажение смыслов делает действие насилием.
Бывают правила скрытые, «по умолчанию». И вот то, что скрыто— всегда плодородная почва для деструктивных действий.
Здоровая агрессия, как либидо и борьба за жизнь, становится деструктивной агрессией, разрушающей силой, становится мортидо, стремлением к смерти.
И иногда даже маленькое и легкое движение способно изменить глобальные смыслы, подобно эффекту бабочки и окну Овертона.
Насилие — это нарушение баланса социальных норм, которое ведёт к физическим разрушительным последствиям.
Насилие нарушает равновесие.
Всё, что ты видишь, связано воедино и пребывает в равновесии. Как король ты должен поддерживать это равновесие и относиться с уважением ко всему живому: от крохотных муравьев до быстрых антилоп. Когда мы умираем, наши тела становятся травой, и антилопы едят траву. Все мы связаны в великом круге жизни.
Король Лев
И ещё. Игровые форматы оскорблений, все эти ролевые игры— скрывают под собой некие незаявленные открыто потребности. Например, потребность в самоутверждении через унижение другого человека. Но это другая тема для отдельной статьи и для подборки Мужчина и женщина
Ваш реалистичный психолог
Информация о консультациях автора канала
Правила общения на этом канале
Уважаемые друзья. Если информация в этой статье для вас оказалась полезной, поделитесь, пожалуйста, этой статьей с другими людьми , сделав «репостнуть» на свою страницу на Дзен или в другую соцсеть. Спасибо за лайки, комментарии и репосты.