Активность Александра Лукашенко на восточном направлении продолжает усиливаться. После недавней поездки в Объединенные Арабские Эмираты и Китай белорусский лидер отправился с официальным визитом в Иран. Главной темой должны были стать торгово-экономические отношения двух стран, однако некоторые аналитики на Западе заговорили и об иных двусторонних интересах Минска и Тегерана, в том числе в сфере международных отношений и военно-промышленного комплекса. Косвенно это подтвердил накануне визита и чрезвычайный и полномочный посол Белоруссии в Исламской Республике Иран Дмитрий Кольцов, по словам которого Минск готов не только к развитию торговли и инвестиционного сотрудничества с Тегераном, но и «укреплению полноформатного политического диалога».
О возможной поездке президента Белоруссии в Иран разговоры ходили еще в прошлом году. Особенно актуальной эта тема стала после встречи Александра Лукашенко со своим иранским коллегой Эбрахимом Раиси в Самарканде в преддверии сентябрьского заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Позже о подготовке визита сообщил и иранский посол в Минске Саид Яри, который напомнил о том, что две страны 18 марта празднуют 30-летие установление отношений, а потому и нынешний год, который назван «годом иранско-белорусской дружбы», будет для двух стран особенным.
Необходимо напомнить, что Лукашенко дважды посещал Иран: в 1998 и 2006 годах. В свою очередь, президенты Исламской Республики бывали в Минске в 2004 и 2007 годах. И каждый раз встречи приносили определенный политический и экономический эффект, в первую очередь для Белоруссии. В этот раз белорусская сторона также рассчитывала если не на прорыв в отношениях, то как минимум на их интенсификацию и решение некоторых острых проблем, которые сегодня стоят перед экономикой страны из-за западных санкций.
В планах Лукашенко была встреча с президентом Ирана Эбрахимом Раиси для обсуждения «развития взаимодействия по всему спектру двусторонних отношений с акцентом на торгово-экономическое сотрудничество», а также с рядом иных политических деятелей Исламской Республики, в том числе с первым вице-президентом Мохаммадом Мохбером, председателем Собрания исламского совета Мохаммадом-Багером Галибафом и верховным лидером Ирана Али Хаменеи. Кроме того, белорусская делегация собиралась обсудить со своими иранскими коллегами реализацию проектов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и логистике и отдельно «ситуацию в регионе и в мире в целом». Центральным событием визита должно было стать подписание комплексной дорожной карты всестороннего сотрудничества между двумя странами. Как показали итоги поездки Лукашенко, все запланированные мероприятия были полностью выполнены, хотя о перевыполнении плана пока говорить не приходится.
Президент Белоруссии прибыл в Тегеран 12 марта, в аэропорту его встречал министр промышленности, шахт и торговли Сейед Реза Фатеми Амин, с которым белорусский лидер успел даже провести короткие переговоры. Однако главные события, конечно, происходили на следующий день, когда Лукашенко провел встречу с Раиси, а затем делегации двух стран обсудили вопросы двустороннего сотрудничества в расширенном составе.
Переговоры двух лидеров длилась около часа, в ходе которого Лукашенко и Раиси обменялись теплыми словами, подтвердили нацеленность на дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества, а белорусский президент пригласил своего коллегу приехать в Минск. В свою очередь, иранский лидер отметил, что отношения Белоруссии и Ирана «всегда находились на подъеме, но за последние два года мы действительно наблюдаем прорыв», а нынешний визит Лукашенко придаст им «серьезный большой импульс».
В ходе беседы было сказано достаточно много, однако одним из наиболее важных моментов стали слова иранского президента о том, что Тегеран готов поделиться с Минском опытом в преодолении западных санкций. Это вызвало более чем одобрительную реакцию у Лукашенко, для которого данная тема сегодня является одной из наиболее важных. Как отметил белорусский лидер, стороны наконец-то «поняли, насколько мы нужны друг другу, насколько тесно мы должны сотрудничать в этом мире». Он особо подчеркнул, что каждый раз, приезжая в Иран, он с «большим уважением наблюдает, с каким упорством ваш народ противостоит внешнему давлению, попыткам навязать чужую волю». При этом президент Белоруссии особо подчеркнул, что сегодня у Тегерана и Минска «схожие позиции и подходы ко многим вопросам международной повестки дня», а оба государства «привержены идее построения справедливого многополярного мира».
Кроме того, Лукашенко сообщил, что страны смогли преодолеть «некую небольшую паузу в наших отношениях», в результате чего впервые согласовали «все вопросы двустороннего сотрудничества и заключили немало договоров, соглашений и меморандумов о намерениях». По его словам, выгоды от достигнутых в ходе его поездки договоренностей с Ираном составят не менее $100 млн. Его поддержал и Раиси, который отметил, что «достигнуты хорошие договоренности в сфере промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства», а Тегеран сегодня заинтересован развивать с Минском не только двусторонние отношения, но и сотрудничество на международных площадках, в частности в ШОС и Евразийском экономическом союзе. В первом случае Белоруссия готовится получить статус полноправного участника, чему в немалой степени содействует и Исламская Республика, а во втором – ведется работа по созданию зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС.
Главным итогом встречи двух лидеров стало подписание дорожной карты сотрудничества на 2023-2026 годы с грифом «Для служебного пользования», которая предполагает взаимодействие и кооперацию в политической, экономической, научно-технической, консульской сферах, в образовании, культуре, СМИ, туризме и пр. О ее подготовке стороны договорились еще в 2021 году на саммите ШОС, но только сегодня все основные вопросы были решены. Помимо этого, Белоруссия и Иран в связи с 30-летием установления дипотношений подписали план мероприятий по дипломатической линии.
Дополнительно ко всему были приняты соглашения о сотрудничестве в области карантина и защиты растений, об экстрадиции осужденных к лишению свободы, меморандумы о взаимопонимании между Минкультом Белоруссии и Министерством культуры и исламской ориентации Ирана, между сопредседателями белорусско-иранской комиссии по вопросам экономического сотрудничества по вопросам торговли, а также между Государственным комитетом по стандартизации Белоруссии и Иранской национальной организацией по стандартизации. Последнее связано с необходимостью проведения процедур оценки соответствия, стандартов и технических регламентов для выдачи сертификатов халяль и их взаимного признания, что облегчит выход белорусской продукции на рынки стран Ближнего Востока.
Стороны также внесли изменения в межправительственное соглашение о международных автомобильных отношениях от 4 февраля 1998 года. Кроме того, как отметил позже министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко, страны будут взаимодействовать в рамках развития международного транспортного коридора «Север – Юг» и уже договорились о безразрешительной системе автоперевозок грузов. Всего, как сообщили СМИ, в Тегеране было подписано восемь соглашений о сотрудничестве в различных сферах.
Последующие беседы Лукашенко с представителями руководства Ирана также были наполнены множеством теплых слов о дружбе, неприятии западного давления, необходимости совместных действий по противостоянию санкциям и т. п. Особое место заняли переговоры президента Белоруссии с Мохаммадом Мохбером, во время которой белорусский лидер предложил не просто сотрудничать в различных областях экономики, но и создавать совестные предприятия, в том числе в сфере производства высокотехнологичного оборудования.
На встрече с Мохаммадом-Багером Галибафом со стороны председателя Собрания исламского совета Ирана прозвучала фраза, которая, по сути, характеризует весь смысл нынешней поездки Лукашенко. По его словам, визит президента Белоруссии в Тегеран станет «переломным моментом, отправной точкой» в развитии двусторонних отношений между странами, дальнейшее развитие которых «зависит только от нас самих». К сожалению, переговоры Александра Лукашенко с верховным лидером Ирана Али Хаменеи официально остались нераскрыты, однако и в данном случае нельзя сомневаться, что стороны выразили друг другу всестороннюю поддержку и выступили за дальнейшее развитие отношений.
Сама по себе поездка президента Белоруссии в Иран стала еще одним ярким свидетельством того, на какие сегодня направления делает упор официальный Минск в своей внешнеполитической деятельности. Интерес белорусской стороны к Ирану, конечно, не случаен, и связан он не только с двусторонней торговлей, объемы которой, как выразился Лукашенко, могут быть удвоены (в 2022 году он уже вырос в три раза и превысил $100 млн при белорусском экспорте в $81,3 млн). Для Белоруссии важно и политическое сотрудничество с Исламской Республикой, а также ее опыт и прямая помощь в борьбе с западными санкциями.
С учетом заявлений, которые прозвучали 12 и 13 марта в Тегеране, можно не сомневаться, что поездка Лукашенко достигла своего результата. Одним из подтверждений этого станет возобновление с 26 марта прямого авиасообщения между двумя странами. Теперь остается лишь наблюдать, как скоро и в какой форме достигнутые между странами договоренности начтут реализовываться и какой от этого будет эффект.
Оригинал статьи размещен здесь