Как быть, если при повороте налево случайно наехал на сплошную разметку? Могут ли за такую ошибку лишить прав? Что ответить инспектору ГИБДД и реально ли избежать наказания?
Сложности квалификации
Сотрудники ДПС и судьи трактуют срезанный поворот как выезд на встречную полосу. Ссылка в данном случае делается на пункты 8.6 и 9.1(1) ПДД. Первый гласит, что при повороте водитель должен позаботиться о том, чтобы его автомобиль не оказался на встречной полосе. Перед совершением маневра необходимо определить, где находится центр перекрестка. Этот прием помогает сохранить правильное положение на проезжей части и избежать ошибок.
Судебная практика такова, что за зацеп непрерывной разметки действительно могут лишить прав. Выявляя подобное правонарушение, инспекторы почти всегда составляют протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Она предусматривает изъятие водительского удостоверения на 4–6 месяцев или штраф (5 тысяч рублей). Некоторые водители считают, что здесь можно применить часть 2 статьи 12.16 КоАП РФ, но это не так. Данная норма предусматривает санкции за поворот в неустановленном месте. В нашем же случае маневр совершается на участке дороги, где запрета нет.
Спорный момент заключается в степени зацепа. Одно дело, если водитель пересек разметку за несколько метров до или после перекрестка, другое – если слегка задел ее край колесом. Одинаковая трактовка правонарушения здесь выглядит не совсем логично. Этот факт может повлиять на вынесенный вердикт.
Отстаиваем свою правоту
Даже самого принципиального инспектора ГИБДД можно склонить на свою сторону, если привести ему весомые аргументы. Если их получится подкрепить файлами с видеорегистратора, шансы на успешный исход дела увеличиваются.
Самые распространенные причины срезания углов – спешка и плохие погодные условия. В первом случае водитель стремится как можно быстрее миновать перекресток. Если рассуждать объективно, иногда это действительно помогает сделать маневр более безопасным. Если городская улица переполнена транспортом, на совершение поворота у водителя часто остаются считанные секунды. Если не успеть, на дороге может образоваться затор.
Поворот под прямым углом опасен на скользкой дороге. Если идет сильный дождь или асфальт покрыт льдом, резкий поворот руля способен привести к заносу автомобиля. Несложно представить, какие последствия наступят, если на перекрестке окажутся другие машины. В таких условиях сглаживание поворота позволяет избежать массового ДТП.
Иногда проблема заключается в самой разметке. Согласно стандартам сплошная линия должна заканчиваться у края пересекающей проезжей части. На практике это требование соблюдается не всегда. Дорожники наносят непрерывную разметку, выходя за воображаемые границы, и тогда каждый водитель автоматически становится правонарушителем. Оцените ситуацию визуально, а если нужно – сфотографируйте. Если ГОСТ действительно был нарушен, ответственность должны нести дорожные службы, а не автомобилисты.
Разметка может быть частично стертой. Определить, где именно начинается край сплошной линии, иногда нельзя. Здесь тоже поможет фотографирование и видеофиксация.
При рассмотрении дела в расчет обязательно будет взято расстояние, которое машина проехала по встречной полосе. Если зацеп не превышает 10–15 см, есть шанс, что дело прекратят по малозначительности. Однако для этого должны быть другие смягчающие обстоятельства (гололед, ливень, нечитаемая разметка, уход от возможного столкновения и пр.). Также важно озвучить, что вы выбрали момент, когда на встречной полосе не было другого транспорта. Дайте понять, что вы оказались в безвыходной ситуации и действовали из соображений безопасности. В этом случае лишения прав, скорее всего, удастся избежать.