В разговорах о современной режиссуре в Армении, обычно звучит определение - отсутствия у нас музыкальной режиссуры априори, отсутствия подготовительной структуры и дипломированных специалистов в Стране...
Озвучивают лишь несколько конкретных имен, не называю их на сей раз, ибо имена их известны и без моего участия... Определяют их - единственными музыкальными режиссерами в Армении, получившими специальное образование за пределами Республики.
Сразу скажу, что ничем не собираюсь приуменьшать достоинства и возможности этих специалистов, наоборот подчеркну, что восхищаюсь полученным ими образованием, правильной методикой и практикой, которая позволяет им совершенствовать и без того, высококвалифицированную базу знаний.
Просто, из раза в раз, становится обидно, за то что все эти годы буквально, не забыты, а ликвидированы "как факт", режиссеры музыкального театра, получившие эту квалификацию и высшее образование в нашем Ереванском Гос. институте театра и кино - на курсе, профессора Ереванской гос. Консерватории им Комитаса, Народного артиста Армении, знаменитого тенора и режиссера Тиграна Левоновича Левоняна....
С 1995-2000 этот экспериментальный курс, в составе пяти человек, был идеей, в то время ректора института, Народного артиста РА, известного режиссера Ваге Шахвердяна... К помощи реализации идеи заполнения пробела в образовательной структуре и подготовке музыкальных режиссеров - как специалистов в Армении, и был призван Тигран Левонян - на тот момент художественный руководитель нашего родного Нац. Академического театра оперы и балета им. Спендиаряна...
В течении пяти лет, эти пять студентов получали базу необходимых знаний у квалифицированных специалистов - таких как; профессоры Армен Будагян, Григор Ордоян, Егине Оганнисян, Гоар Галачян, Сусанна Карганова, Гаяне Айвазян и др... - в стенах института, а далее продолжали практическое занятие под гостеприимным кровом Оперного театра, под чутким руководством самого Мастера и талантливого педагога – Доцента Ер. ГИТИСА и Консерватории им. Комитаса, Гаянэ Араратовны Барсегян (муз. режиссера дипломированного в Росс. Гос. ГИТИСе).
В уютном, тогда еще существовавшем, Зеркальном зале, в котором обычно проходили камерные представления и концерты Оперного театра, студенты курса музыкальной режиссуры, проводили репетиции и сдачи курсовых оперных отрывков, а так же ассистировали в кулисах театра, на спектаклях текущего репертуара...
Эти студенты проводили большую часть своего дневного времени в Оперном театре, считая его свои Домом и получая искреннее удовольствие от присутствия в нем... Это был первый курс, которому в институте позволили приобрести музыкальную технику, для ознакомления с шедеврами мировой оперной классики, и по определению тогдашнего проректора, Рафаэла Джрбашьяна: "Элитный курс, который имеет возможность реальной практики в Родном театре"!
Свои дипломные работы, курс музыкальных режиссеров, сдал комиссии в "Малом оперном зале"- Оперной студии при Ер. Гос. Консерватории, т.к. к тому времени, произошли, уже всем известные (только сейчас о них стали говорить в открытую) события - "травли известного режиссера" и лишения Левоняна Театра...
Мастер (до смертельной болезни прочувствовавший эту несправедливость), последние годы жизни провел в Оперной студии, а его студенты - "элитный курс музыкальных режиссеров" - текущими жизненными обстоятельствами и ситуацией в Армении, разъехались по свету - кто в Америку, а кто в Россию...
Только одна студентка осталась в Республике, много раз стучалась в двери Родного театра и лишь через 15 лет, после окончания Института, благодаря идее Вигена Степаняна, Заслуженного деятеля искусств РА и тогдашнего руководителя режиссерским отделом Оперного театра, с целью профессионализации вспомогательного состава - по объявленному конкурсу - жюри которого возглавлял ( знакомый с ее работами) Зав. кафедрой оперной подготовки и главный режиссёр Оперной студии, Оганнес Сергеевич Оганнисян - она поступила на службу в Оперный театр, в качестве ассистента режиссера.
Нет ничего лучше - возвращения в Родные стены, где прошли лучшие студенческие годы и нет желанней занятия любимым делом, несмотря на то, что ставить личные спектакли - не позволяет занимаемый ею штат, но сейчас она ближе всего к любимому делу и благодарна Судьбе и за эту возможность. А музыкальную режиссуру она никогда не оставляла и не оставит - в дружеском составе мастеря музыкальные инсценировки, снимая и самолично монтируя клипы и короткометражные фильмы, которые оцениваются на международных фестивалях!
Написала я этот материал в третьем лице, чтоб он не произвел впечатление автобиографии или мемуара, а решилась его опубликовать, просто, чтоб напомнить о нашем курсе и приостановить его историческую ликвидацию!
Музыкальные режиссеры, получившие дипломы в Республике Армения - ЕСТЬ - это МЫ - выпускники 2000 года, курса Тиграна Левоновича Левоняна!
Виктория Пошотян