Отсутствие необходимого количества высокоточных боеприпасов для отечественной авиации - это довольно насущная проблема, которая проявилась в последнее время особенно остро. И если с крылатыми ракетами различной дальности у нас проблем столь серьёзных нет, то вот с таким направлением, как "умное" и планирующее вооружение, есть и очень много. Были, если быть точным, ведь в серию пошло одно крайне перспективное изделие, серьёзно меняющее "игру".
Приветствую на канале!
А началось всё с того, что противником был зафиксирован прилёт некоего нового боеприпаса, фотографии которого довольно быстро разлетелись по всем источникам. Далее уже специалисты, разбирающиеся более подробно в таких изделиях, смогли определить, что перед нами ничто иное, как "Гром", а точнее одна из его версий, коих может быть множество (о чём позже). И первый вывод, который напрашивается сам собой - ВКС стали применять вооружение нового поколения, которое очень и очень многое меняет. Но что же вообще такое этот "Гром"? На самом деле - это конструктор, буквально. В его основе лежит несколько базовых элементов, которые в процессе производства можно тем или иным образом совмещать, получая в результате разные изделия под те или иные цели и задачи. Из известных частей можно перечислить следующие. МБЧо, или модуль боевой части (основной) - как нетрудно догадаться, он является самым главным в боеприпасе и бывает двух типов - классический ОФ, или объёмно-детонирующий. Вес его достигает 315 килограмм, что для планирующей авиабомбы совсем немало. Однако не всегда такого заряда хватает, и здесь на помощь приходит уникальная черта "Грома" - это МБЧд, или модуль боевой части (дополнительный). Он ставится позади МБЧо и призван усилить эффект за счёт дополнительных 165 кг, что в сумме уже почти полтонны. Опять же, всё это дело можно смело заменить на термобарические варианты и фактически создать авиационную версию "Солнцепёка".
Дальше - больше. Если же существует угроза применения дальнобойных зенитных средств, таких как "Пэтриот" или NASAMS, дополнительную боевую часть можно смело заменить на так называемый МДУ, или модуль двигательной установки, что фактически из планирующей авиабомбы делает крылатую ракету при минимальных вложениях. В таком варианте "Гром" может пролететь внушительные 120 километров, чем полностью обезопасит самолёт-носитель. Помимо вышеперечисленных частей, есть ещё элемент рулевых приводов, система управления и модуль планирования. Итого мы имеем три базовых варианта новейшего боеприпаса - это небольшая крылатая ракета, усиленная авиабомба и термобарическая. В целом, всё это у нас итак имеется, в том или ином виде, и даже применяется. Тогда в чём же ключевое преимущество новинки? Всё дело в том, что при достаточно широкой серии всё это дело должно стать весьма и весьма дешёвым инструментом, качественно выводящим ВКС на новый уровень. Особо сложных электронных компонентов у него нет, таких как головка самонаведения, а все остальные элементы не такие уж и затратные. Зато эффект применения колоссальный - единственное, что необходимо, так это хорошая разведка теми или иными средствами. Беспилотниками в идеале, которые моментально передают координаты и отправляют их по системе АС-БПЛА самолёту-носителю, работающему в связке. Это в идеале, но судя по данным последней недели, именно такую схему наши ВКС стали применять полноценно.
Кроме серьёзного удешевления конструкции благодаря модульной схеме, существует ещё один весьма интересный бонус - это возможность модернизации отдельных элементов "Грома". Например, системы управления и наведения. Вполне возможно, что смогут "прикрутить" что-то более серьёзное, нежели наведение по сигналу со спутника, что не всегда возможно. Например, относительно недорогую ГСН по типу тех, что стоят на дронах-камикадзе - дёшево и сердито, зато позволит применять ракету ночью по движущимся целям. В нынешней конфигурации боеприпас на такое не способен и предназначен по большей части для нейтрализации статичных объектов по типу зданий, складов и прочего. Или же модуль двигательной установки. Допустим, противник улучшит свои зенитные средства с нынешних 120 километров до, скажем, 150 - модернизируем МДУ и носитель вновь в безопасности, а каких-то серьёзных переделок боеприпаса при этом удалось избежать. В общем, тут есть где разгуляться и преимуществ перед классическими свободнопадающими бомбами вагон и маленькая тележка (на самом деле даже больше). Ещё один серьёзный бонус - это скорость производства. Не секрет, что крылатые ракеты, пусть и малой дальности, это довольно неспешное производство ввиду целого ряда причин, основной из которых - это электроника. Всё это приводит к тому, что для создания необходимого количества таких боеприпасов, позаботиться об этом нужно заранее. И это мягко сказано. У "Грома" эта проблема максимально сглажена, особенно если имеется его полноценное, а не штучное производство.
И ещё один немаловажный вывод. Применение планирующих боеприпасов само по себе явление крайне знаковое, особенно для нашей авиации и её сохранности. В то же время без серьёзной разведки занятие это бесполезное, так как подобное вооружение требует точных координат цели. Судя по всему, наши ВКС, наконец-то, стали переходить к этой чрезвычайно результативной схеме, что также отмечается противником. Отметим, что "Гром" далеко не единственный в списке новинок, замеченных в последнее время - аналогично "засветилась" УПАБ-1500Б, масса которой аж полторы тонны. При пуске с высоты 15 километров, боеприпас способен пролететь до 50 километров и доставить к цели боевую часть весом более 1000 килограмм.