("Операция "Фортуна": Искусство побеждать", Operation Fortune: Ruse de Guerre, 2022, США)
Согласитесь: хорошо быть крутым известным режиссером с пока еще не подмоченной (ну, может быть, самую малость) репутацией!
Обычные-то режиссеры как себя ведут? Стараются всё-таки не наступать на старые грабли, даже если сами считают их не граблями, а полезным массажером для лба. Иными словами, эти ребята учитывают и собственные успехи, и провалы, стараясь творить по рецепту первых и не повторять вторые.
А что же Гай Ричи?
А вот маэстро Ричи такой, на первый взгляд, прагматичный творческий закон не писан!
Для Гая, похоже, есть лишь одно руководство к действию: "Что хочу в настоящий момент - то и снимаю, и ние... не волнует!".
Именно это объясняет, почему мы до сих пор не увидели, казалось бы, обещанные сиквел "Рок-н-ролльщика" и триквел "Шерлока Холмса". Да и полноценного сиквела "Джентльменов" вряд ли дождемся - Гай сбагрил эту историю в сериальную индустрию, где сейчас как раз снимается первый "теле-джентльменский" сезон.
Зато нежданно-негаданно Гая вдруг приспичило вернуться к своим коммерчески провальным (но во всём остальном вполне симпатичным) "Агентам А.Н.К.Л.".
Вот только элементарно пойти и снять их сиквел было не так-то просто. Ведь тогда и старую звездную команду пришлось бы заново собирать, и деньги у продюсеров на продолжение кассовой бомбы семилетней давности цыганить - та еще морока.
Поэтому Ричи осталось лишь хитрить и изворачиваться. Не угрём на сковородке, но как минимум ход конём сделать пришлось. Как то - перекроить сценарий "агентского" сиквела в самостоятельную историю (то, что такой сценарий был написан, слухи ходили) и собрать новую актерскую банду во главе с верными гай-ричиевыми соратниками Стэйтемом и Грантом. А потом "обрамить" их другими яркими актерами, как сиявшими ранее в лентах Гая, так и засветившимися там впервые.
Действительно, на "Агентов А.Н.К.Л." "Операция "Фортуна" совсем не похожа. И из-за отсутствия в ней ретро-духа 1960-х с его "Сиайэй Vs. Кейджиби", и отхода от формулы "бадди-муви" - разнохарактерных героев-напарников, - сразу к целой команде "хороших шпионских ребят". Где, впрочем, каждый искрит своими понтами и бзиками, порой такими, за которые Джеймса Бонда вмиг разжаловали бы из 007 в 000.
На поверку же у Ричи вышло нечто в духе бэевской "Призрачной шестерки" (2019). То есть шпионский боевик повышенной легкости и балбесия. Такой, чьи герои не столько спасают мир, сколько валяют дурака. А свои мозги они напрягают, не изобретая хитроумные уловки, а сочиняя для себя эффектные шутки и фразочки.
И всё это - с обязательными прыжками по всему белу свету. В данном случае по маршруту "Лондон - Мадрид - Лос-Анджелес - Канны - Анталия - Доха" (вроде ничего не пропустил).
Несмотря на то, что в картине заявлены аж три сценариста включая самого Ричи, такое впечатление, будто 95% рабочего времени они тупо бухали и играли в карты. А проигравшего заставляли пойти и сочинить для их совместного сюжета новую пару строчек. А поскольку играть и пьянствовать было всяко-разно веселее, чем вкалывать, вот и писался сценарий второпях, "на отвали" и с заимствованием чужих идей.
И самая главная из его вторичностей - подозрительная схожесть фабулы с недавней самопародией Николаса Кейджа "Невыносимая тяжесть огромного таланта".
Понятно, что совпадение наверняка было случайным - все-таки оба фильма делались, считай, параллельно, - и всё же вышло чуток неловко.
Судите сами: и в "Невыносимой тяжести", и в "Операции "Фортуна" главная сюжетная движуха строится одинаково. А именно: чтобы подобраться к главному подозреваемому, спецслужбы используют голливудского актера, от чьих фильмов тот богатый злодей фанатеет. Правда, у Ричи этот актер не реальный, а выдуманный - некий Дэнни Франческо (Джош Хартнетт), - но принцип его заброски в злодейского логово один: втереться в доверие к врагу и выведать нужную агентам информацию.
Так они и делают. С шутками, прибаутками и прочим дуракавалянием, ибо как иначе-то - чай не драму, а комедию тут ломаем.
Разве что в "Операции "Фортуна" ведущими персонажами служат все-таки агенты (Джейсон Стэйтем, Обри Плаза, Багзи Мэлоун и Кэри Элвис), а не их наживка-кинозвезда. Но искать им всё равно придется постылую Флэшку-с-Секретами, пускай здесь ее роль играет SSD с суперИИ, умеющим взламывать все системы безопасности в мире - даже шпингалеты фурнитурного завода "Красный Болторез".
Но не суть важно - всё равно неясно, на кой чёрт фильму были нужны три сценариста, если сегодня выдумать подобную историю может любой школьник на переменке между лит-рой и физ-рой.
***
В общем, что тут ещё можно констатировать, резюмировать и препарировать?
Очередная попытка Гая Ричи снять комедийно-шпионский боевик, только в духе "Призрачной шестерки" и "Хоббса и Шоу", абсолютно ничем не удивляет. Особенно - поклонников классического Гая Ричи, которые могут и вовсе пропускать "Операцию "Фортуна" с чистой совестью... если, конечно, вы терпеть не можете легкомысленные, как песни Ирины Салтыковой, боевики-шмоевики.
Однако, если против таких боевиков вы не возражаете и изредка/ периодически/ часто их смотрите - что ж, тогда не проходите и мимо этого. Ибо что-что, но снят он по-ричиевски качественно, с юморцой и зубодроблением, и чем-чем, но скукой вас точно не утомит.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):