Найти тему
Benza

Про мобилизацию, другие страны и спрос на российскую продукцию

Какой эта зима была для бизнеса? Как и весь год, в целом... 2022-й Forbes сравнил с американскими горками. Начало «спецоперации» на Украине, санкции и частичная мобилизация привели к череде потрясений в большинстве сфер российского бизнеса. Потребительский интерес сместился в сторону продовольственных товаров. Кроме продуктовой розницы, вырасти в кризисный год смогли кафе, рестораны и бренды одежды среднего и низкого ценового сегмента. А как обстоят дела с технически сложным оборудованием? С Михаилом Колесниковым, основателем компании по производству топливораздаточного оборудования Benza, поговорили о последних событиях, прогнозах и перспективах в отрасли.

– Какие внешние факторы и каким образом сейчас влияют на ваш бизнес?

– За последнее время самое существенное влияние на бизнес оказала мобилизация. Начало специальной военной операции и следующие полгода не повлияли так сильно, потому что мы прошли уже не один кризис. В момент так называемой турбулентности, мы всегда ставим перед собой задачу наращивать продажи и производство. Обычно это хорошо помогает сконцентрироваться на работе. В этом году мы тоже шли с плюсом порядка 18% к прошлому году. Но из-за частичной мобилизации лишились четверти рабочего персонала.

У нас производственное предприятие. В Пензе мы изготавливаем «умные» контейнерные автозаправочные станции «Benza», автоматизированные топливораздаточные колонки, разрабатываем софт по управлению топливообеспечением предприятий. У нас большой штат рабочих, которые делают из металла корпуса для наших заправочных станций, из них мы лишились порядка 25%. Надо сказать, что по повесткам в ряды вооруженных сил была призвана только треть. Другие расторгли с нами как с работодателем трудовые отношения. Возможно, многим в это время пришлось переосмыслить, куда двигаться дальше и чем заниматься. Но, так или иначе, людей мы потеряли. И это очень ударило по производству.

-2

Такую нагрузку мы испытали впервые и не понимали, как быстро сможем восстановиться. У всех предприятий сейчас одна проблема – это нехватка мужских рабочих рук. Но, к счастью, за две недели мы компенсировали половину выбывших и сейчас уже набрали остальных. Мы вернулись к прежнему графику и восстановили темпы на производстве.

Год, в целом, показал, что мы можем расти, увеличивать объёмы продукции и продажи. Это ожидаемо, потому что с рынка ушли многие иностранные компании, а спрос остался прежним. В промышленном секторе сейчас неплохая загрузка, мы общаемся с партнерами и видим, что интерес заказчиков к отечественной продукции есть. Это опять же связано с отказом от импорта.

Еще была сложность с европейскими поставщиками некоторых комплектующих, мы перестали с ними работать. Но это не настолько повлияло, как потеря сотрудников. На других поставщиков мы стали перестраиваться еще после кризиса и повышения курса доллара в 2014 году. Тогда мы частично перешли на Китай, много времени потратили, чтобы найти качественные аналоги. Поэтому гораздо серьезнее была бы проблема, если бы Китай нам ограничил поставки.

– Что происходит со спросом в последние месяцы, и какие прогнозы на ближайшее время?

– Как я уже отметил, в последнее время мы увеличили объемы производства. Когда с рынка уходили иностранные компании, мы понимали, что продукцию, которую они поставляли в Россию, придётся замещать. За счет этого спрос будет расти. Мы знаем, как действовать и как перестраиваться в сложных для бизнеса условиях. Компания на рынке существует 29 лет, за это время мы преодолели, как минимум, три кризиса и из каждого выходили с увеличением оборота.

-3

– Как изменилась динамика производства в этом году, увеличили или уменьшили выпуск, каких товаров? Чем обусловлено?

– В отрасли топливообеспечения сейчас происходят серьезные изменения. И это опять же связано с уходом из России иностранных производителей топливораздаточного оборудования. Сильнее всего это ощутили компании, работающие с сетевыми АЗС. Все топливораздаточные колонки, которые используют крупные заправки, на 90% всегда были импортные – европейские или американские. Сейчас придётся искать им замену, и от этого уже серьезно выиграли, к примеру, те же китайские компании, которые представлены на российском рынке. Мы, в основном, изготавливаем топливораздаточные колонки для внутриведомственного учета и не так плотно работаем с «сетевиками», но тоже ощутили повышенный спрос.

Российское производство сейчас заметно меняется в лучшую сторону. Изменилось и отношение потребителей к российскому продукту. Уже нельзя сказать, что всё зарубежное на порядок лучше. В машиностроении значительно выросла культура производства. При переходе на наш продукт заказчики уже не чувствуют особой разницы в качестве или внешнем виде изделия.

С иностранными поставщиками компании в последнее время работали больше по привычке. Даже когда появились достойные российские производители, на них мало обращали внимание, потому что не хотели перестраиваться. Искать новых поставщиков заставила та ситуация, в которой сейчас многие оказались. Через то же самое мы прошли в 94-м году, когда с европейских комплектующих частично перешли на китайские. Продукция по качеству одинаковая. Многие наши прежние европейские поставщики также закупали комплектующие в Китае и перепродавали нам. Соответственно, когда мы стали брать напрямую, то выиграли в цене и серьезно снизили свои издержки. По сути, мы покупаем те же самые комплектующие, минуя Европу как посредника.

Многие потребители в стране сейчас тоже будут переходить на российское или китайское оборудование. И сказать, что оно не такое качественное, долговечное или надёжное, уже нельзя. Прошли те времена, когда превозносили всё европейское.

– Планируете релокацию производств в другие страны?

– У нас крупногабаритные изделия – мобильные заправочные станции объемом до 60 куб. метров, – поэтому мы работаем, в основном, на российский рынок. Релокация это не то, что нам подходит. Мы всегда планировали, что будем масштабироваться и активно к тому идём. Сейчас мы работаем с Индией, где уже есть наша продукция. Конечно, мы не везли ее из Пензы, потому что надо понимать, что очень затратно доставить на другой континент готовую заправочную станцию. Оборудование мы собираем на месте, привлекая индийские компании. Не исключаем, что, возможно, в Индии появится отдельное производство.

Источник: Новые Ведомости
Источник: Новые Ведомости

По такому сценарию мы планируем налаживать диалог и с другими странами. Сейчас активно интересуется Африка. Там совсем не развита сеть АЗС, и формат мобильных автозаправочных станций привлекает местный бизнес своей простотой и достаточно легким обслуживаем.

– Происходит ли внутренняя реструктуризация в компании? С это связано? Какие цели ставите?

– В этом году предприятию – 30 лет. Чтобы идти в ногу со временем, приходится постоянно что-то менять. Мы выстроили четкую внутреннюю структуру офиса, – по сути, сейчас компания работает, как швейцарские часы: каждый четко знает, какие обязанности выполняет и что входит в зону его ответственности. От этого зависит общий результат.

-5

В ближайшие годы будет очень много работы. Машиностроительные предприятия будут расти, чтобы удовлетворить внутренний спрос из-за того, что поставок комплектующих и оборудования из недружественных стран не будет. Есть предприятия, которые на 90% работали с иностранными поставками, начиная от элементарных клепок, зажимов, – потому что так было удобно. Все они сейчас будут искать поставщиков нужных изделий в России. Так же и с оборудованием. Предприятия, которые смогут воспользоваться ситуацией, будут увеличивать ассортимент и объем продукции. Я уверен, что в ближайшее время страну ждет машиностроительный бум. Это касается и нас.

– Планируете ли вы пересматривать свои планы по развитию бизнеса?

– Свои планы мы не меняем. Наша задача сейчас – занимать нишу ушедших иностранных компаний и масштабироваться на другие страны. Объективных причин, которые могут помешать этому, лично я не вижу. Нам предстоит запустить новую линейку продукции – этого сейчас требует ситуация на рынке. Производственные мощности компании в данный момент на 100% загружены, поэтому нам предстоит расширяться. Возможно, речь идёт о строительстве нового завода. Да, это серьёзный шаг. Но нам не привыкать. Мы готовы решиться и в этот раз!