Найти тему
Даргиния

Худуц - даргинское село

Худуц расположен между предгорной и высокогорной частями Дагестана, в долине верхнего течения р. Уллучая. На юго-западе граничит с селом Ашты, на северо-западе с. Карбачимахи, на востоке селом Ицари Дахадаевского района. На юго-востоке граничит с селом Шари Агульского района и с юга с. Амух Агульского района.

Находится оно на невысоком холме, безопасном в то время от внешних врагов месте. Восточные и южные склоны села крутые. Раньше у входа в село в местности «Хъарша хъу» имелось оборонительная башня «Къала». Там постоянно находились на дежурстве сельчане, чтобы предупредить нападение врагов. Село располагалось с таким расчетом, чтобы туда трудно было проникнуть, т.е. селение представляло собой крепость с тремя воротами: 1-е ворота «Шамхалхъалла», 2-е ворота- «Каримкаъалла» и 3-е ворота- Хяванайла— Хясанхъалла.

Село окружено горами с вершинами средней высоты 1900-2000 м.

В 1318 году в верховья Уллучая переселились жители древнего аула Анчибачи. Об этом гласит ценнейщий эпиграфический памятник в селении Худуц. Этот камень вставлен в стену Худуцинского минарета.

-2

Надпись на нём гласит:

Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. Аллах един, не призывайте с Аллахом никого (Коран XXII, 18). Этот камень написан по случаю отдачи жителями ал-Гумика (Кумуха) селения, называемого

Пришёл некий житель Анджибак [по имени] Къубас и [вместе с ним пришли] Муса, Къаба и Лукман в Гумик (Кумух). После этого призвали [они] Аюба и кади ар-Ридж (кадий селения Рича) Халифа и пришли они [все вместе в] Гумик (Кумух).

Жители Гумика собрались на месте сбора и [решили] все они отдать селение Худиц с согласия жителей Гумика. Этот текст был написан в шамхала Ахсбара и старшин (кубара) их. Эту запись засвидетельствовали своими подписями (расм-знак): дом (байт) Малиджа, дом Б. г. тара (Багъутар), дом Али Чупана, дом Б.з. хуса; из жителей селения Анджибак. — К. б. с. (Къубас), Муса, Лукман, Къаба; из жителей Рича — Халифа, Будалай и. Хабрат. Записал Айуб, сын Мазида. [После этого не должно быть] ни тяжбы, ни претензий. Дийа (земли) жителей Анджибака и дийа Гумика [должны] быть [общими], радости и несчастия общими подобно брату. И отдали достояние (хозяйство — марафик) селения Худуца [анчибачинцам]. [Всё ихнее]: камни их, горы их, пастбища их, и всё, что связано с пределами селения Худуца было отданы жителям Анджибак. [Другим людям] кроме его жителей, нет [ничего] из этого, [иначе как] с разрешения жителей Анджибак. В году семьсот восемнадцатом хиджры пророка да благословит его Аллах и приветствует. Написал этот камень Къубас, да помилует Аллах его.

Подтверждают эти сведения рукописная книга по истории селения Худуц.

В рукописи говорилось о том, что аул Худуц был образован в 1298 г. (то есть за 20 лет до переселения анчибачинцев) «по общей договорённости» правителей Казикумуха и Кайтага — шамхала Ахсибара Казикумухского и уцмия Аюб-хана Кайтагского. Эти два феодальных владения граничили друг с другом по землям современных селений Ашты и Худуц, и вероятно у них часто возникали споры пограничного характера. Из источника следует, что эти два правителя решив раз и навсегда установить чёткие границы, договорились создать прямо на границе обоих владений поселение — Худуц, чтобы в дальнейшем никто не нарушал границу и не пас скот на чужой земле. С этой целью были переселены сюда 4 хозяйства из Казикумуха и 4 хозяйства из агульского села Рича.

Предания говорят, что они были выселены из-за конфликта в их общине — кого-то за воровство, кого-то из-за кровной мести. Для нового поселения, утверждает историческая запись, выделили приграничные земли общин селений Ашты и небольшую территорию Ицари. Из Казикумуха были переселены хозяйства Малижа, Багитана, Аминьяна, Балхус; из Рича — Бадалай, Парайли, ХIябдант, Халипат. Затем к ним присоединились 4 хозяйства анчибачинцев. Очевидно, позже здесь обосновались и выходцы из каких-то даргинских аулов, они численно преобладали выходцев из Кумуха, Рича и Анчибачи, поэтому в конечном итоге население Худуца стало говорить на даргинском языке, а не на лакском, агульском или кубачинском наречии. В Ашты же преобладала община даргиноязычных анчибачинцев, поэтому здесь укоренился их язык.

Между соседними селениями был заключён договор не нарушать границы, а кто нарушить, тот должен платить штраф в размере 4 быков (2 в пользу пострадавшего аула, 2 в пользу уцмия). В договоре указывается на обязательства соблюдения добрососедских отношений — «не обижать и не притеснять друг друга».

Анчибачинцы получили права на все земли селений Ашты и Худуц. При этом был заключён договор с восемью семьями Худуца, переселенными сюда за 20 лет до этого в 1298 году из Кумуха и Рича, о соблюдении добрососедских отношений.

Анчибачинцы получили и политическую власть, так как только с их разрешения жители Худуца могли распоряжаться общинными землями. Выражение «… И отдали достояние селения Худуц [анчибачинцам]. Всё ихнее: камни их, горы их, пастбища их, и всё, что связано с пределами селения Худуц было отдано жителям Анджибак» безусловно означает полную передачу земель селения Худуц в политическое и хозяйственное управление анчибачинцам.

Местные предания также говорят о том, что анчибачинцы переселились после образования аула Худуц, при этом четыре семьи обосновались в Худуце, а большая часть анчибачинцев поселилась на противоположной стороне реки в селении Ашты.

-3