Нарушение границы.
В 1969 году после окончания ВАТУ ГА по распределению приехал в Новокузнецк и поступил на работу в Новокузнецкий ОАО авиатехником по обслуживанию вертолетов МИ-4 и МИ-2.Командировок было много.И вот в одной из них я удивился, увидев в составе экипажа уже не очень молодого второго пилота.Правда портфель второго пилота не носил и полетную документацию не вел.Всем этим занимался молодой командир.Уже потом я узнал,что это снятый командир звена,а таже один из первых вертолетчиков Сибири.Человек по натуре добродушный,не заносчивый,пилот от бога.Рассказчик очень интересный,с юмором,ну и с лексикой ненормативной.В один из выходных за столом он и поведал свою историю.Рассказ от его имени...
Однажды поступило сан.задание.Лететь нужно в поселок Кош-агач,это на границе Алтайского края и Монголии.Экипаж Ми-4 состоял из командира звена,командира-стажера ,второго пилота и бортмеханика.Командир звена,назовем его Михаил,занял левое командирское кресло,а стажера отправил в грузовую кабину.Второй пилот на своем правом кресле,бортмеханик на лестнице.Вылетели из Горно-Алтайска,высоту набрали приличную-все-таки горы.Погода миллион на миллион,внизу Чуйский тракт.Видно его хорошо.По времени начинаем снижаться,вот он Кош-Агач,заходим на посадку.Сели,фельдшер убежал искать больного,механик выкатил бочку бензина,хотел перекачать в бак вертолета
А мне что то не по себе стало,когда увидел пограничника.У нас же как было-если ты живешь на юге,то служить в армии отправляли на север и наоборот.А это был чисто монгольской расы и на пряжке ремня не было звезды.Тут и фельдшер прибежал ,говорит это не Кош-Агач.Механику приказываю бочку грузи обратно,запускаю движок и по газам.Кош-Агач нашли быстро.Вообщем второй пилот ошибся с расчетным временем,так как путевая скорость на высоте была на много больше.Нашли быстро больного ,загрузились и в Горно-Алтайск.По прилету нас уже ждали.Меня посадили в машину и отвезли в местный отдел КГБ,где мне пришлось по телефону объясняться с тремя ведомствами,которые находились в Москве.Задавали вопросы-вы что не видели на границе полосы,забор из колючей проволоки,вас по рации не предупреждали,что вы нарушаете границу и т.д.А никакой границы там не было,пограничники в гости к друг другу ходили чай пить.Но связи они в военный округ передали "вертолет Ми-4 нарушил границу и пролетел в сторону Монголии"Ну и когда обратно возвращались,тоже доложили.За нами прилетел борт Ми-4 из Новокузнецка с подменным экипажем и с командиром ОАО Рыжаковым,тем самым,который потом стал начальником Коми УГА.Мне он сказал,что пока он командир ОАО,я буду носить портфель второго пилота.Летчиков тоже наказали.Только бортмеханик отделался легким испугом.В объяснительной он написал"Матчасть работала без замечаний как на территории СССР,так и на территории Монголии"
Потом звонил бывший начальник военного округа"посмотреть бы на тебя Михаил,после твоего полета меня ушли в отставку".Да и на границе навели порядок,всё сделали как положено.
Сразу после ухода Рыжакова Михаилу вернули должность.