Найти в Дзене

Поздравляю всех с Днём рек! Почему не надо спускать Рыбинское водохранилище.

Монумент "Волга" на входе в Рыбинское водохранилище. Фото из открытых источников.
Монумент "Волга" на входе в Рыбинское водохранилище. Фото из открытых источников.

Сегодня, 14 марта, во многих странах отмечается Международный день рек. Раньше этот праздник назывался Международный день действий против плотин, позднее переименованный в День действий в защиту рек, воды и жизни, а сейчас он называется просто Днём рек.

Отмечать этот день было предложено на Первой международной конференции против строительства крупных плотин, которая прошла в марте 1997 года в Бразилии. Возможно именно в связи с явной радикальностью и одиозной направленностью этой конференции и первоначального названия праздника, как дня борьбы с плотинами, он не получил признания в нашей стране.

Однако сейчас он имеет другое название и никаких призывов к борьбе с плотинами не содержит. Произошедшие переименования не случайны. В наше время нельзя говорить о реках и при этом бороться с плотинами, поскольку плотины, как и созданные ими водохранилища, стали неотъемлемой частью современных рек. И возникли они не случайно, вовсе не по глупой прихоти или в результате непродуманных волюнтаристских решений, как иногда пытаются нам доказать. Решение об их создании в нашей стране было вынужденным, рождалось очень трудно, формируясь в условиях острого столкновения противоположных мнений и длительного обсуждения.

Созданию волжского каскада, получившего название Большой Волги, предшествовала длительная и вполне открытая дискуссия, длившаяся в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого столетия больше десяти лет! А причины, породившие эти решения, возникли ещё в древности и предельно обострились к концу XIX века.

Понимая многие негативные последствия этих решений, я всё же остаюсь на позиции, что трагедия затопления волжской поймы была неизбежна и произошла не случайно, а в значительной степени вследствие общего направления развития Русской цивилизации, зародившейся на Великом Волжском пути, пересекающем Евразию по руслу Волги. Соединив ещё в VIII-IX веках Северную Европу с Персией и арабским миром, этот путь в дальнейшем стал осью, вокруг которой в течение столетий формировалось и развивалось Русское государство. А потому вовсе не прихотью Ивана IV Грозного было расширение Руси вниз по Волге, вследствие тяжелых войн с Казанским и Астраханским ханствами.

Велики и трагичны потери великолепной природы поймы, многих населенных пунктов, храмов и монастырей, включая символ этой трагедии - город Мологу. Тысячи людей утратили свою малую родину, привычную природную среду и могилы предков, оказавшись жертвами этой катастрофы. Проблемам затопления посвящено множество публикаций, включая книги и обзорные статьи.

Изложить все проблемы, плюсы и минусы современного состояния волжского каскада в кратком сообщении невозможно, поэтому я хочу сейчас сосредоточить внимание лишь на одном из ключевых звеньев той цепи водоёмов, в которую превратилась река Волга – Рыбинском водохранилище. Несмотря на многочисленные детальные исследования, проведенные ещё в советское время вполне компетентными научными коллективами, однозначно подтвердившие катастрофический характер последствий спуска водохранилища, до сих пор ещё раздаются голоса, настаивающие на спуске или существенном снижении уровня этого водоёма.

Поэтому здесь мне хотелось бы кратко изложить основные аргументы, обосновывающие недопустимость такого сценария, реализация которого может привести отнюдь не к улучшению ситуации, а к ещё одной экологической и социальной катастрофе.

Вопреки первоначальному названию этого праздника, как дня борьбы с плотинами, постараюсь, на примере Рыбинского водохранилища, показать ненужность и даже вредность борьбы с существующими плотинами и водохранилищами.

Итак, почему же не надо спускать Рыбинское водохранилище. Рыбинское водохранилище при площади 4580 км2 и общем объёме 25,4 км³ имеет среднюю глубину 6 м, то есть это обширный, но крайне мелководный водоём. Сторонники спуска указывают на несопоставимость его огромной площади и относительно небольшой по современным понятиям мощности Рыбинской ГЭС, хотя на момент строительства это была крупнейшая электростанция РСФСР. Вопрос снижения уровня или спуска водохранилища довольно детально исследовался ещё в советские годы. Выводы были однозначными – это неприемлемо по целому ряду причин.

1. Разбалансировка работы всего каскада волжских водохранилищ. В первую очередь потому, что Рыбинское водохранилище является важной и неотъемлемой частью всего Волжско-Камского каскада, являясь одним из двух его регулирующих водохранилищ (второе – Куйбышевское). Благодаря своим размерам оно имеет полезный объем около 17 км3, что позволяет регулировать сток по Волге в интересах всего каскада. При этом полезный объем сосредоточен в основном на самых верхних отметках уровня. Поэтому даже небольшое снижение уровня водохранилища приведет к существенному снижению полезного объема, вплоть до его исчезновения. В результате проблемы возникнут во всем Поволжье.

2. Проблемы с водоснабжением городов и промышленных предприятий. Неизбежно возникнут сложности с обеспечением надежного водоснабжения, особенно в засушливые годы. В Поволжье огромное количество городов и промышленных предприятий, и большинство из них использует волжскую воду из водохранилищ. Лишившись возможности накапливать воду в весеннее половодье и постепенно срабатывать её в межень, население и промышленность окажутся перед риском остаться без воды, то есть может повториться ситуация 1996 или 2010 года. Решить проблему можно за счёт строительства новых, ориентированных на водоснабжение водохранилищ на притоках Волги и развитием подземных водозаборов. Но это потребует огромных вложений создаст новые проблемы, поскольку новые водохранилища неизбежно затопят новые земли (т.е. в одном месте земли произойдёт осушение, в другом затопление). Ресурсы подземных вод не безграничны и восстанавливаются очень медленно.

3. Нарушение регулировки паводков. В долинах рек значительно возрастет риск наводнений, ибо водохранилище срезает пики сильных паводков. Строительство ниже по течению велось с учетом этого фактора, и при его исчезновении зона паводкового затопления увеличится. Чтобы обеспечить безопасность, придется или переселять людей, переносить промышленные объекты и инфраструктуру, или строить дорогостоящие инженерные защиты. В частности, под угрозой оказывается почти вся заречная часть Нижнего Новгорода.

4. Нарушение судоходства. Фактически будет разрушена Единая Глубоководная система Европейской части России, крупнотоннажные суда не смогут пройти в Волго-Балтийский канал и вверх по Волге. Решить проблему можно строительством нескольких новых низконапорных гидроузлов на Волге и Шексне, но для этого потребуются огромные вложения, каждый из этих узлов «потянет» не менее чем на 30 млрд. рублей.

5. Снижение выработки электроэнергии. Уменьшится выработка дефицитной пиковой электроэнергии как на самой Рыбинской ГЭС, так и на нижележащих ГЭС на Волге, снизится надежность работы энергосистемы России. Для решения этой проблемы придется вложить значительные средства в строительство тепловых электростанций, с соответствующими экологическими последствиями.

6. Нарушение структуры водозаборов и водовыпусков. Придется переустраивать всю инфраструктуру населенных пунктов и предприятий на Рыбинском водохранилище (а частично и в нижнем бьефе): водозаборы, причалы, водовыпуски, берегоукрепления, пляжи и т.п. – это огромные затраты. Множество объектов (дачные и коттеджные поселки, охотниче-рыболовные базы и т.п.), построенных на берегу водохранилища, окажутся вдали от воды, качество жизни в них существенно ухудшится и их собственники выдвинут обоснованные требования компенсаций.

7. Ухудшение качества воды. Ухудшится качество воды, в результате снижения самоочищающей способности водохранилища и исчезновения эффекта разбавления. Потребуются огромные затраты на реконструкцию очистных сооружений. Понятно, что это делать нужно в любом случае, но существование водохранилища дает возможность заниматься этим постепенно, а не в аварийном порядке. Кроме того, размываемые отложения бывшего дна водохранилища станут дополнительным фактором загрязнения воды – вплоть до ее полной непригодности для использования.

8. Проблемы использования освободившихся от воды земель. Освободившиеся из-под воды территории будут представлять собой пустынные земли без какой-либо инфраструктуры, занятые песчаными и илистыми донными отложениями. На значительных массивах окажется затопленный лес, не выкорчеванные пни и т.п. При наличии в российском Нечерноземье огромных площадей бывших сельхозугодий, зарастающих ныне лесом, нереально рассчитывать на продуктивное использование территории бывшего дна водохранилища. Рекультивация и освоение этих земель потребуют колоссальных затрат, которые непонятно когда и каким образом окупятся.

9. Проблема вторичного загрязнения волжской воды из захороненных отложений. Донные отложения Рыбинского водохранилища содержит повышенное количество тяжелых металлов и других загрязнителей, попавших туда из сточных вод многочисленных предприятий. Ныне эти высокотоксичные соединения захоронены в илах под слоем осадочных пород и не представляют особой опасности, они как бы выведены из биологического оборота. Снижение базиса эрозии и размыв донных отложений приведёт к тому, что они начнут циркулировать в пищевых цепях, оказывая негативное влияние на гидробионтов, рыб и, в конце концов, на здоровье людей.

10. Экологический, наверное самый важный аспект этой идеи. Спуск водохранилища станет новой экологической катастрофой, так как будут разрушены сложившиеся за 80 лет экосистемы как самого водохранилища, так и его прибрежной зоны. Неизбежно снизится рыбопродуктивность водоёма, нарушится сложившаяся система нереста рыб, исчезнут многие нерестовые заливы, сократится площадь нерестилищ. Произойдет разрушение сложившихся прибрежных сообществ пойменного типа, на десятки лет отодвинется их формирование на новых уровнях. Это негативно скажется на всех элементах природного комплекса прибрежной зоны водохранилища. Будет нанесен существенный ущерб природному комплексу Дарвинского биосферного заповедника, ставшему настоящим островом спасения для целого ряда редких видов.

Какую пользу даст спуск водохранилища. Полученные в результате спуска выгоды весьма сомнительны. Да, освободится определенное количество земель, которые будут иметь очень невысокую ценность, ибо они заняты донными отложениями, замусорены, массово заболочены, не имеют никакой инфраструктуры, а также загрязнены отложениями очень опасных токсикантов. Отметим, что только в Ярославской области заброшено и не используется около 300 тыс.га пашни, что в три раза больше площади пашни, затопленной Рыбинским водохранилищем.

Таким образом, спуск или снижение уровня Рыбинского водохранилища приведёт к возникновению большого количества серьезных проблем, часть из которых придется решать вложением огромных средств (ориентировочно – несколько сотен миллиардов рублей, и окупаемость этих затрат весьма сомнительна), а часть неустранима в принципе. Эта идея небезопасна, экономически бессмысленна, экологически сомнительна, в некоторых частях противоречит закону и мировому опыту.

А самое главное, утраченный пойменный ландшафт вернуть не удастся, поскольку он формировался в течение тысяч лет в совершенно иных, отличных от современных условиях, а потому восстановиться не сможет. Не возникнут сейчас ни пойменные луга, ни дубравы, ни пойменные озера. Не появится удивительное плодородие пойменных почв, для формирования которого необходимы тысячи лет высоких паводков, ежегодно приносивших слой плодородного наилка.

Перспективы развития Большой Волги. Великий Волжский путь, ставший настоящей транспортной артерией лишь с образованием Большой Волги и строительством Волго-Балта, обеспечивает уникальные и пока ещё в полной мере не реализованные возможности для нашей страны. Дальнейшее его развитие даст России шанс для реализации мощнейшего международного проекта – нового пути транзитной торговли, пересекающего Евразию, транспортного коридора Север-Юг.

В своем послании Федеральному собранию 21.02.2023 Президент В.В. Путин уделил внимание развитию международного коридора Север-Юг. А это и есть тот самый Великий Волжский путь, вокруг которого в течение столетий формировалось русское государство. Соединяя Балтийское и Каспийское моря он продолжается на юг по Каспийскому морю до Ирана, который сейчас усиленно строит новые железные и автомобильные дороги, позволяющие перевозить контейнеры от каспийских портов до берегов Персидского залива. А если бы персам удалось построить канал от Каспия до Персидского залива, то этот путь стал бы целиком водным с выходом в Индийский океан.

Проект иранского (персидского) канала, проложенного в основном по руслам рек, был подготовлен русскими инженерами-гидростроителями ещё во времена Российской империи по заказу персидского шаха в конце XIX века. Весьма важно, что этот путь транзитной торговли, идущий по Волге через Россию, Каспийское море и территорию Ирана, совершенно неподконтролен англосаксам, в отличие от Суэцкого и Панамского каналов и многих проливов на морских торговых путях, таких как Гибралтар, уже давно ими захваченных. Но пока проект канала персами отложен и поток грузов от каспийских портов до Персидского залива пойдет через Иран по железным и автомобильным дорогам.

Вот почему наш Президент в своём Послании Федеральному собранию говорил о реконструкции Волго-Каспийского канала – до недавнего времени сложном участке Волжского пути из Каспия в Волгу: «Уже в этом году по Волго-Каспийскому каналу смогут проходить суда с осадкой не менее 4,5 метров. Это откроет новые маршруты для делового сотрудничества с Индией, Ираном, Пакистаном, странами Ближнего Востока. Мы и дальше будем развивать этот коридор».

А если так, то ни о каком спуске Рыбинского водохранилища не может быть и речи ни сейчас, ни в отдаленном будущем. Ведь без него проход судов по Верхней Волге и Волго-Балту будет невозможен.
В наше время активные противники спуска водохранилища – это люди, живущие сейчас на его берегах. Для них Рыбинка – красивый, богатый рыбой водоём, на берегах которого они выросли и живут. Многие жители побережий профессионально занимаются рыболовством, от водохранилища зависит их благосостояние, оно для них – водоём-кормилец.

Эти проблемы хорошо понимают и представители сообщества старых мологжан, ратовавших когда-то за спуск Рыбинки. На заседании Общественной палаты, прошедшем в Рыбинске в 2013 году, они, наряду с жителями побережий, однозначно высказались против любых проектов спуска и снижения уровня водохранилища. В этом же ключе выступили на заседании Общественной палаты России и приглашенные специалисты научно-исследовательских организаций и представители администраций областей и районов.

Мнение жителей побережий водохранилища, сообщества старых мологжан и компетентных специалистов ведущих научных организаций различных профилей, однозначно высказавшихся против спуска водохранилища было учтено Общественной палатой и вопрос о его спуске в настоящее время закрыт, надо полагать навсегда.

Так что сегодня мы отмечаем не день борьбы с плотинами и водохранилищами, а День рек, неотъемлемой частью которых стали водохранилища. Переименовали этот праздник правильно – не надо бороться с плотинами, потому что бороться с ними – значит бороться с самими реками, с живущими на берегах водохранилищ людьми, со стоящими на берегах городами и промышленными предприятиями.

С Днём рек всех вас, дорогие друзья!

Это информация для тех, кто интересуется природой и хочет знать, что в ней происходит на самом деле.

Читайте старые статьи на канале, ведь информация о природе не стареет!

Не забудьте ставить лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, распространяйте через соцсети, задавайте вопросы. Я с удовольствием на них отвечу!