В 2014 году за две недели до референдума на блокпосту Чонгар в составе подразделения «Беркут» стояли севастопольские кинологи и их собаки-детекторы. Искали оружие и взрывчатые вещества. Подробностями тех напряженных дней кинологи поделились с «Комсомолкой».
В 2014 году, когда в Крым пришла Русская весна, полуостров нужно было защищать от возможных диверсий, провокаций и терактов. Поэтому на дорогах и тропинках, ведущих в Крым, организовали блокпосты. «Калитку в Крым», или Чонгар, отправились охранять и севастопольские кинологи со своими верными четвероногими друзьями. На блокпосту они стояли в составе подразделения «Беркут».
Военный кинолог Виктория Романчук несла дежурство с таксой по кличке Стив. Женщине тогда было 44 года, а ее боевому другу - 10 месяцев. Кинолог Дарья Сторожева приехала из Севастополя с ротвейлером Титаном. Ей было всего 18 лет. Титану - пять.
Охраняли они административную границу Крыма с Украиной - искали во въезжавших колоннах машин оружие и взрывчатку.
Люди в масках
На Чонгаре работали и военные в масках. Они отслеживали подозрительное поведение водителей и пассажиров из пересекающих границу машин и фур. Если сомневались, тут же вызывали кинологов с собаками. Те на месте проводили досмотр машин.
На блокпосту стояли очереди из шести колонн. За две недели до референдума поток был очень активным. Кинологи еле успевали. В первой колонне были фуры, в остальных - пассажирский и легковой транспорт. Кинологам выдали рации - могли вызвать в любой момент. Досматривали не каждую машину.
- Нас не всегда звали с собаками. Были люди, которые вообще не вызывали подозрения. Их военные сами осматривали и тут же пропускали, - рассказывает Дарья.
«Мы - свои...»
Проезжала как-то машина. Из нее вышли мужчины и сразу начали говорить: «Мы - свои, едем вам помогать, свои...» Их поведение военным показалось подозрительным. Вызвали Дарью с собакой на досмотр. Титан тут же почуял что-то неладное. Через несколько минут начал тыкать носом в сиденья пассажира и водителя, скрести лапой по обивке. Наши нашли в машине оружие. Прятали его в разобранном виде под сиденьями.
Был и такой случай, когда остановили на досмотр фуру «Новая почта». Проблема была в том, что водитель отказывался снять пломбу. Говорил, что его оштрафуют, якобы его задача все привезти в целости и сохранности. Пломбу сняли. Кузов битком в коробках. Человеку не пройти. Вызвали Дарью с ротвейлером. Титан тут же забрался по коробкам на самый верх и в конце фуры обнаружил людей. Их вывели и отправили на допрос.
Кстати, многие из проезжающих несерьезно относились к таксе-детектору. Небольшая собака не вызывала у людей страха. Однако десятимесячный Стив был настоящим профессионалом. Ни одну машину с оружием и взрывоопасными предметами не пропустил. Вел себя активно. Виктория объясняет, что маленькая собака - более маневренная, она может совершить осмотр в таких местах, куда большая просто не зайдет. Также таксы лучше улавливают запахи.
- Почему овчарки на границах? Там длинные дистанции. Овчарка должна проходить, нюхая, всю эту дистанцию. А при необходимости и задержание произвести, - говорит Виктория.
Верный сторож
Первая неделя на блокпосту была самая сложная... Работали сначала по шесть часов. А потом кинологи поняли, что и сами, и собаки не выдерживают такой нагрузки, и стали дежурить по четыре часа.
Пока ждали машину, сидели на большой шине КамАЗа. На нее стелили в несколько слоев картон. Дул сильный ветер. Кинологи заматывались в тулупы. Под низ надевали майку, кофту, пайту и куртку. Титан и Стив сидели в ногах у хозяев. Сверху накидывали плащ-палатку, из которой выглядывала морда собаки.
Кормили четвероногих друзей сухим кормом. На каждую собаку в зависимости от породы и размера выделялась своя порция. Была и полевая кухня. Кинологи что-то из еды, которую давали им, оставляли своим верным четвероногим друзьям. Мыться кинологов возили раз в три дня на квартиру в город.
Спали в палатках под двумя-тремя одеялами. Спасаясь от сильного ветра, стены закладывали мешками. В палатке была печка на дровах. Собак тоже укутывали в одеяла. Спали четвероногие рядом. Ложились в ноги и охраняли хозяев. Рядом ходили мужчины с оружием, военные. Боевые псы всегда были начеку.
- Я могла хотя бы четыре часа поспать. Титан почти не спал. Все время меня охранял. Поэтому быстро сгорел после всех этих событий. Очень сильно сказались на его здоровье дежурства, - рассказала Дарья.
Девушка старалась вести себя спокойно, не передавать своего волнения Титану. Были моменты, когда он не выдерживал напряжения, отключался и засыпал. Через час подскакивал и тут же начинал проверять, на месте ли хозяйка, все ли с ней хорошо.
- Бешеными глазами на меня тогда смотрел. Такая накаленная обстановка была, - вспоминает кинолог.
В конце февраля, на пятый день дежурства Дарьи, начало подтягиваться подкрепление: приехали кубанские казаки. С их прибытием наши почувствовали себя спокойнее. Это была мощная поддержка. С этого момента сотрудники «Беркута» осуществляли пограничный контроль, а кубанцы их прикрывали. При необходимости на досмотр транспорта вызывали кинологов с собаками.
Дарья помнит, что казаки были мощными, мужественными. Они пропахли порохом, оружием. Титан сначала к ним относился настороженно, следил за ними и постоянно предупреждал свою хозяйку о приближении казаков глухим рыком.
- Титан сразу запомнил всех военных. Он их пересчитал и признавал за своих. К новым подкреплениям относился осторожно и предупреждал о них меня, - вспоминает Дарья.
У собак-детекторов очень хорошая память на запахи. Если они один раз увидели человека, они его опознают и через много лет.
Дома
Виктория со Стивом работали на блокпосту около двух недель. Дарья со своим четвероногим другом - неделю.
После возвращения домой Титан месяц продолжал быть бдительным. Постоянно проверял, все ли в порядке с Дарьей. Старался не терять ее из виду. Верный друг не хотел оставаться один дома. Если видел, что хозяйка уходит, просился с ней.
- Такой стресс испытал. Все время пытался следить за мной. Такая гиперопека с его стороны. Сильно нервничал, если мне надо было куда-то по делам поехать. Старалась в это время не покидать его или брать с собой, - делится Дарья.
Через два месяца бравый пес перестал переживать и вернулся к обычной жизни.
Роль собак-детекторов
Роль специально обученных собак в Русской весне может показаться не такой значимой. Однако их присутствие оказывало сильное моральное давление на въезжающих людей.
- Если кто-то провозил что-то запрещенное, при виде собак начинал суетиться. По его поведению можно было сразу заподозрить что-то неладное. Благодаря собакам в те напряженные дни проходила большая фильтрация входящего потока людей, - говорит Дарья.
Сами военные отмечали, что благодаря боевым псам экономилось большое количество времени. Собаки-детекторы досмотры проводят гораздо быстрее людей.
Дарья и ее верный Титан получили медаль «За оборону Крыма». Собака после Чонгара прожила два года. Дарья говорит, что Титан стал сильно болеть.
Виктория и Стив награждены медалью «За возвращение Крыма». Стив умер в 2019 году.
Подписывайтесь на нас в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Telegram - там самая оперативная информация!
Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 (978) 769-73-29. Телефон редакции: +7 (978) 349-48-78
Автор: Лиля Голова