Петр I желал видеть новый город на манер Голландии, и своим указом запретил строительство мостов в Петербурге. Горожане переправлялись через Неву на лодках, а зимой на санях и пешком. На Васильевском острове Александр Данилович втихаря саботировал рытье каналов, а на левом берегу через реки строили деревянные разводные мосты, чтобы не мешать проходу судов с высокими мачтами.
Мосты большие и маленькие, однопролетные, пешеходные, каменные, автодорожные, железнодорожные, разводные, сколько их сейчас в Петербурге, 400 или больше...
Новый мост появился перед Чемпионатом мира по футболу, соединив Петровский остров с островом Декабристом. Переправу решили назвать именем испанского инженера Бетанкура.
Информации об Августине Августиновиче Бетанкуре нашла мало и отправилась на Мучной переулок в музей мостов.
Его полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина.
Уроженец Испании, генерал-инспектор, во время волнений эмигрировал во Францию, где был представлен Александру I и приглашен на службу. За 16 лет работы в России Августин Августинович так не выучил русский язык, но Отчеству нашему служил верой и правдой и оставил о себе память великую. Прах его с конца 70-х покоится в Александро-Невской лавре, рядом с надвратным храмом.
Бетанкуру было 50 лет, когда он принял приглашение императора и уехал в Россию навсегда. Его вклад в отечественное мостостроение сложно не оценить. По проекту А.А. Бетанкура через Малую Невку был сооружен первый в России деревянный арочной мост – Каменноостровский. Им же была усовершенствована конструкция Исаакиевского моста, тогда еще наплавного, были построены каменные устои, сохранившиеся до наших дней.
Открыла для себя имена архитекторов-строителей и инженеров-механиков Российской империи, таких как Журавский Дмитрий Иванович, Проскуряков Лавр Дмитриевич, Белелюбский Николай Аполлонович.
Львов Алексей Федорович был известен мне как автор музыки гимна Российской империи «Боже, царя храни». Львов оказался выпускником Института корпуса инженеров, строил мосты на дороге Петербург – Москва. Это не помешало ему получить европейское признание как скрипача-виртуоза. Алексей Федорович руководил придворной певческой капеллой и основал Симфоническое общество в Петербурге, написал много музыкальных произведений.
Журавский Дмитрий Иванович тоже выпускник Института корпуса инженеров, делал расчеты крупных мостов, таких как мост через Мсту. Уровень знаний по сопромату был низок, поэтому Журавский проводил самостоятельные исследования.
Работы Дмитрия Ивановича высоко оценил Чебышев. Вместе с архитектором Тоном Журавский руководил работами по замене деревянного шпиля на Петропавловском соборе. Д.И. Журавский разработал конструкцию металлического шпиля, за что он был произведен в полковники.
Моделей мостов в музее много и разных, собраны модели не только петербургских мостов, но и мосты через Лугу, Енисей, Волгу, Ян Цзы, Волхов. Запомнилась чугунная модель однопролетного моста через Вислу, которая не была реализована.
С пристрастием рассмотрела модель наплавного моста через Неву. Строптивая река с сильным течением и нагонная волна с залива сносили деревянные барки-плашкоуты с бревнами и настилом, и сотни людей, едва ли бессмертных, раз за разом восстанавливали переправу в ледяной воде. Также, осенив себя крестным знамением, садились мастеровые в воздушный колокол, когда забивали сваи в дно реки при строительстве Благовещенского моста.
Модель Благовещенского моста создавали в течение 12 лет, а первую постоянную переправу через Неву строили на 4 года меньше. У моста был один разводной пролет со стороны Васильевского острова. Механизмы разводили крылья моста параллельно воде. Все конструкции первого моста были изготовлены в Петербурге. Мост назвали Благовещенским по названию храма Конногвардейского полка.
Николай I прибыл на открытие переправы и прошел пешком на Васильевский остров. После кончины императора мост назвали Николаевским, революция переименовала переправу в мост Лейтенанта Шмидта и только в начале 2000-х после большой реконструкции мосту вернули историческое имя.
Город очень изменился, достаточно взглянуть на модель моста-акведука через Обводный канал – единственный в Санкт-Петербурге. Мост служил для пропуска воды Лиговского канала к центру и фонтанам Летнего сада. В начале 19 века деревянный акведук перестроили в сооружение из камня и гранита. Прослужил он более 70 лет, пока Лиговский канал не засыпали.
В ожидании экскурсовода рассмотрела пульт управления Биржевого моста. Его заменили чуть больше года назад, отслужил он более 60 лет.
Во время прогулок по набережной приходилось видеть в операторской будке человека, который внимательно смотрел перед собой. Вот оказывается перед чем он сидел и какие ключи поворачивал.
Дворцовому мосту недавно исполнилось 106 лет. Решение о его строительстве было принято в конце 19 века. Дворцовый мост ничто иное, как трансформация наплавного Исаакиевского моста, который «по просьбе трудящихся» был перенесен ближе к Зимнему дворцу. При строительстве моста были задействованы только российские специалисты и отечественные материалы.
Открытие Дворцового моста состоялось за два месяца до начала февральской революции. Лишь в конце 30-х у моста появилась чугунная решетка (по проекту арх. Л. Носкова). Долгое время мост назвался Республиканским. Десять лет назад мост капитально отремонтировали, полностью заменили разводной механизм.
Во второй половине 18 века в Петербурге вместе со строительством новых дворцов и театров, возникли каменные мосты через Фонтанку, Екатерининский канал и Зимнюю канавку.
С появлением металла, строится чугунный мост через Мойку – Зеленый (Полицейский). Такие мосты были изящней и дешевле.
Мосты из железобетонных ферм начали строить в начале 20 века.
Спасибо, что прочитали!