💬 ..."запрета на обучение выходцев из привилегированных сословий не было, но было принято постановление, по которому дети рабочих и крестьян имели преимущество при зачислении в ВУЗ"...
Добрый день друзья! Одним из серьезных обвинений постсоветских лет, выдвигаемых к большевикам, стало утверждение, что после революции 1917 года дети бывших привилегированных сословий царской России не имели даже призрачной возможности получить высшее образование.
Дескать, существовал некий строгий запрет на прием в ВУЗы, к примеру, потомков бывших дворян, купцов или духовенства. Но насколько это соответствовало действительности?
На самом деле прямого запрета никогда не существовало. Напротив, в декрете от 2 августа 1918 года, о правилах приема в ВУЗы, было сказано, что высшее образование, тогда еще в РСФСР, мог получить любой человек, достигший к моменту подачи документов в ВУЗ возраста 16 лет.
Главное, нужно было подтвердить свои знания на вступительных испытаниях. Высшие учебные заведения страны были открыты для всех, за нарушение правил приема, как указывалось этим же постановлением, нарушители могли попасть под суд Революционного Трибунала.
Но.., несмотря на то, что прямого запрета на обучение выходцев из бывших привилегированных сословий не было, при утверждении декрета было принято постановление, по которому дети рабочих и крестьян имели преимущество при зачислении в ВУЗ - их зачисляли в первую очередь.
Т.е. этим постановлением власть защищала права детей рабочих и крестьян. Иначе бабушка моей жены, девочка из глухой сибирской деревни, не смогла бы, окончив курсы медсестер в таежном районном центре, получить направление на обучение в столичном медицинском ВУЗе. Который она закончила с отличием и более полувека лечила детей.
Но стало ли это постановление запретом на обучение для тех, кто в глаза не видел поля, сохи или слесарного напильника?
Можно подумать, что да, но по факту, уже к концу 20-х годов, из общего числа студентов, обучавшихся в высших учебных заведениях страны, студентов рабочего и крестьянского происхождения было всего 37,4%, а кто же были остальные?
Более половины обучающихся были детьми "работников умственного труда" - 52,8%, это от общего количества студентов*.
И тут стоит заметить, что в двадцатые годы, спустя 7-10 лет после революции, тех самых "работников умственного труда", чьи дети занимали более половины мест в институтах, в стране было менее 10% от общей численности населения.
Как так получилось? А все дело в том, что в середине 20-х годов к выходцами из рабоче-крестьянской среды приравняли детей "рабочей интеллигенции", т.е. отпрысков академиков, всевозможных научных работников, деятелей литературы и артистов.
В итоге, дети "рабочей интеллигенции" очень быстро, буквально за несколько лет, сильно потеснили на студенческих скамьях крестьянских и рабочих детей.
Не полностью конечно, такого в СССР случиться не могло, но большую часть обучающихся в институтах страны, в двадцатые годы, стали составлять дети интеллигенции, которая, в свою очередь, практически целиком и полностью вышла из бывших привилегированных сословий.
В конце концов, в 1936 году, после принятия новой Конституции, которая провозгласила победу пролетариата, а значит отсутствие классов и полное равенство всех советских граждан, какие либо преимущества при приеме в ВУЗы, по признаку происхождения, были полностью отменены.
*Мервин Мэтьюз. Становление системы привилегий в Советском государстве // Вопросы истории. - 1992. - № 2-3. - С. 45-61.
---
Обсудить статью в телеграм-канале: ПЕРЕЙТИ