Найти в Дзене

Музейный комплекс И. Я. Словцова - огромный богатый музей без души

Оглавление

Здравствуйте!

Я уже писала о том, что люблю музеи. И большинство музеев, в которых побывала, оставили у меня самые приятные впечатления.

А вот тюменский Музейный комплекс имени И. Я. Словцова показался совершенно бездушным.

Мы отправились в Музейный комплекс в предновогодние дни, чтобы увидеть выставку тюменских ковров, о которой шла речь в новостях по местному телевидению.

Огромное видится на расстоянии?

В декабре темнеет рано, и когда в районе 5-6 часов вечера мы подошли к музею (а он работает до 20.00), громаду здания рассмотреть уже было сложно. А это, правда, современная громада каких-то очень сложных форм. С близкого расстояния это огромное здание рассмотреть не получилось.

Войдя, мы оказались в огромном холле, посреди которого установлена прозрачная конторка. За конторкой - девушка-диспетчер. Сдав в гардероб верхнюю одежду, мы подошли к девушке, и она сориентировала нас в пространстве. Пространство там огромное, и без помощника не сообразить, откуда начинать осмотр.

Больше - не всегда лучше

Музейный комплекс просто циклопических размеров. 29 000 квадратных метров. 9000 "квадратов" приходится на хранилище. Остальное - пространство для посетителей.

Внутри Музейного комплекса им. И. Я. Словцова. Фото автора.
Внутри Музейного комплекса им. И. Я. Словцова. Фото автора.

Как мы узнали позже, в музейном комплексе всего 5 залов, площадью от 450 до 1100 метров, но некоторые из них разгорожены на части, и показалось, что выставочных залов больше.

В огромном пространстве ориентироваться достаточно сложно. Спасибо, что помогают молодые, неформально одетые сотрудники, похожие на студентов. Возможно, студенты и есть: подрабатывают или проходят практику.

Огромность пространства сыграла злую шутку: даже при достаточном количестве экспонатов музей выглядит пустым и неуютным.

Но ставка сделана не только на то, что в здании будут демонстрироваться экспонаты. Оно рассчитано ещё и на проведение массовых мероприятий.

С коврами не повезло

Оказалось, на выставку ковров мы опоздали. Она закончилась днём раньше, и почти все выставочные экспонаты были уже убраны. Увидели мы только те ковры, которые (как мы поняли) были частью постоянной экспозиции. Но и эти ковры были замечательными. Очень толстые, плотные, с необычными рисунками.

О тюменских коврах у меня есть отдельная статья:

Взамен выставки ковров начала работу выставка кружев. Но она была настолько небольшой, даже, пожалуй, скудной, что никакого особого впечатления не оставила. В огромных пространствах комплекса просто потерялась.

Экспонаты выставки - авторства современных тюменских мастериц.

Экспонаты с выставки кружев. Музейный комплекс им. И. Я. Словцова. Фото автора.
Экспонаты с выставки кружев. Музейный комплекс им. И. Я. Словцова. Фото автора.

Самый неуютный зал

Это тот, где представлены образцы народного творчества: шали, расписные подносы, тканые половики. Пространства - много, экспонатов - мало. И экспонаты.... не впечатлили.

В Музейном комплексе И. Я. Словцова. Фото автора.
В Музейном комплексе И. Я. Словцова. Фото автора.

Коллекция картин - превосходная!

Музей удивил богатой коллекцией живописи и скульптуры малой формы.

Я большой поклонник творчества Евгения Лансере: его скульптуры удивительно живые.

Кстати, вы знаете, что известная художница Зинаида Серебрякова - дочь Евгения Лансере?

" Царский сокольничий", Е. Лансере. Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.
" Царский сокольничий", Е. Лансере. Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.

Ещё меня впечатлила скульптура Марка Антокольского. Я вообще все его работы люблю, начиная от скульптуры Мефистофеля в Русском музее в Санкт-Петербурге.

"Христианка", М. Антокольский. Фото автора.
"Христианка", М. Антокольский. Фото автора.

А ещё здесь есть и Айвазовский:

"Ялта", И. Айвазовский. Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.
"Ялта", И. Айвазовский. Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.

И Кустодиев:

"Купальщица" и "Портрет доктора Любимова...", Б. Кустодиев. Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.
"Купальщица" и "Портрет доктора Любимова...", Б. Кустодиев. Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.

И Репин:

"Портрет М. К. Олив", И. Репин. Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.
"Портрет М. К. Олив", И. Репин. Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.

И Брюллов:

"Эдип и Антигона", К. Брюллов, Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.
"Эдип и Антигона", К. Брюллов, Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.

И Глазунов:

"Кирилло-Белозерский монастырь", И. Глазунов. Фото автора.
"Кирилло-Белозерский монастырь", И. Глазунов. Фото автора.

Очень приличная коллекция работ европейских художников XVII-начала XX веков.

"Святая Магдалина де Пасис", Педро де Мойя, XVII век. Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.
"Святая Магдалина де Пасис", Педро де Мойя, XVII век. Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.
"Пейзаж с гротом", Клод Жозеф Верне, XVIII век. Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.
"Пейзаж с гротом", Клод Жозеф Верне, XVIII век. Тюменский Музейный комплекс. Фото автора.

У одного из сотрудников я спросила: откуда в областном музее такие шедевры? Он объяснил, что в период с 1918 года по середину тридцатых годов XX века многие провинциальные музеи получили "по распределению" из "центра" определённое количество полотен и скульптур известных авторов.

Иногда в провинцию уезжали действительно бесценные полотна - потому что распределяющие не слишком разбирались в живописи и не понимали ценности того, что отсылают на периферию. В первую очередь, это касалось работ европейских художников, чьи имена ничего не говорили советским чиновникам от искусства.

Но, по моим впечатлениям, прекрасные картины в огромных залах с теряющимися в вышине потолками смотрелись... не органично, как-то инородно. Старинным картинам место в залах исторических зданий. Например, таких, как Путевой императорский дворец в Твери.

А в Тюмени в качестве музейного здания я вижу исторический корпус Государственного Аграрного университета - бывшее здание Александровского реального училища, известное ещё и тем, что здесь с 1941 по 1945 год сохранялось тело В. И. Ленина.

Но, повторюсь, - это только мои впечатления.

Случайно попали на выставку Мастера

В тот день, когда мы пришли в Музейный комплекс, там проводилась выставка одного из местных знаменитых скульпторов - Николая Васильевича Распопова, Заслуженного художника Российской Федерации. Ему в декабре 2022 года исполнилось 90 лет.

Н. Распопов на персональной выставке. Тюмень, декабрь 2022 г. Фото автора.
Н. Распопов на персональной выставке. Тюмень, декабрь 2022 г. Фото автора.

В музее были выставлены многие его работы, и мы удивлялись разносторонности тюменского Мастера: здесь и деревянные скульптуры, и отлитые из металла, и картины... На выставке присутствовал и сам Мастер.

Больше всего понравились деревянные скульптуры: характер и настроение героев прочитывались запросто.

В галерее 2 фото:

А это - макет тюменского памятника "Прощание", посвящённого школьникам, которые в июне 1941 ушли на фронт, едва закончив школу. А кто-то - и не закончив, а приписав себе год-другой.

Макет тюменского памятника "Прощание", работы Н. Распопова. Фото автора.
Макет тюменского памятника "Прощание", работы Н. Распопова. Фото автора.

Из музея я вышла со странным ощущением. Вроде бы и коллекция картин прекрасная, и познакомились с творчеством ещё одного современного талантливого художника... Но огромное пространство музея с претензией на "современность и технологичность" показалось неуютным. Здесь напрочь отсутствует та музейная атмосфера, тот налёт исторической тайны, что я так люблю в музеях. Это просто выставочный зал и не более того.

Спасибо, что были терпеливы и дочитали статью до конца.

Если бывали в тюменском Музейном комплексе имени И. Я Словцова, было бы очень интересно узнать о том впечатлении, которое он произвёл на вас.

Здоровья всем!

Ещё не подписаны на Деревенскую путешественницу? Это легко сделать по активной ссылке.

.