Весна, март, и самое время поговорить о женщинах. А точнее – об их возможностях в профессиональной сфере. Изменились ли они за последний год? Стали ли наши дамы больше зарабатывать и чаще открывать собственное дело? Ниже – только факты, никаких домыслов.
Сначала немного статистики
48,7% занятого населения России - женщины.
Среди руководителей в нашей стране 46% женщин (в США - 23%), среди специалистов среднего уровня квалификации — ровно половина, а среди специалистов высшего уровня квалификации и вовсе женщин большинство (62%). Это данные Росстата по состоянию на 2021 год.
Женщинам в нашей стране принадлежат около 30% субъектов малого и среднего бизнеса (более 1,7 миллиона предприятий).
Что касается положения российских женщин на рынке труда, специалисты оценивают его неоднозначно. С одной стороны, по данным Росстата, в последние 20 лет уровень женской безработицы в стране был ниже, чем мужской. Это связано с тем, что россиянки представляют собой большинство в ряде отраслей бюджетного сектора. Больше всего женщин занято:
- в сфере образования - 82%
- в здравоохранении и социальных услугах - 80%
- в гостиничном бизнесе и общественном питании - 74%
- в финансовой и страховой деятельности - 69%
- в торговле - 62%.
С другой стороны, равные карьерные возможности не всегда являются таковыми, т.к. семейные обязанности с наших дам никто не снимал. Хотя в России наблюдается тренд на рост участия мужчин в домашнем труде, женщины всё ещё тратят на него в 3 раза больше времени. По данным Международной организации труда (МОТ), в среднем они уделяют этому 4 часа 25 минут в день, а мужчины — 1 час 23 минуты.
Согласно результатам исследования неправительственной организации Oxfam,
Всё женское население планеты каждый день бесплатно выполняет 12,5 миллиарда часов работы по уходу — если бы им платили за этот труд минимальную ставку, их совокупный доход превысил бы 10 триллионов в год. Эта сумма в 3 раза превышает размер глобальной IT-индустрии.
Кроме того, профессиональная самореализация женщины часто ограничивается семейным положением. Ей приходится искать работу рядом с домом, чтобы продолжать ухаживать за близкими, менять место, а иногда и сферу работы после рождения ребенка. А работодатель, видя несвободу женщин в выборе работы, предлагает им менее оплачиваемые должности и невыгодные трудовые контракты.
В результате, несмотря на то, что 46% руководителей и 62% специалистов высшего уровня квалификации в стране - женщины, в уровне зарплат наблюдается огромный дисбаланс. Дамы-руководители получают в среднем 68 тысяч рублей (мужчины - 100 тысяч), специалисты среднего уровня — 37 тысяч (против 62 тысяч), высшего уровня — 43 тысячи (против 62 тысяч). В категориях «средние специалисты в области правовой, социальной работы, культуры спорта и родственных занятий» зарплаты отличаются и вовсе в 4 раза: 32 тысячи рублей против 137. В сфере образования - 37 и 44 тысячи рублей соответственно.
Почему ещё женщинам платят меньше
Когда я пишу в статьях о гендерном неравенстве по зарплате, в комментариях под ними мужчины обычно заявляют, что женщины, мол, хуже и меньше работают, не идут в те профессии, где тяжело, поэтому и получают столько. Отчасти они правы – дамы действительно меньше склонны брать на себя ответственность и рисковать. Но все последние исследования показывают, что женщины ещё на этапе приёма на работу запрашивают зарплату меньше, чем мужчины, и даже ниже, чем им готовы платить. Вот вам пример.
Как показало исследование, проведённое недавно маркетинговой платформой Roistat совместно с hh.ru, женщины-руководители в маркетинге ожидают зарплату на 15% ниже, чем мужчины. Представительницы прекрасного пола рассчитывают на 95 900 ₽, а мужчины - на 113 400 ₽ в месяц.
Примечательно, что средний уровень зарплаты, которую предлагают работодатели в вакансиях на руководящие позиции в маркетинге, в январе 2023 года составил 108 574 ₽.
Т.е. ожидания женщин на 12% меньше среднего предложения, а ожидания мужчин — на 4% выше. Понимаете, да? Работодатели готовы платить 108 тысяч, а наши скромные дамы говорят: да нет, не надо, мне хватит и 95.
И это - при всём при том, что:
- со всех мультиварок в последние годы трубят про гендерные перекосы в уровне зарплаты. И наша страна тут - в передовиках. Если в мире женщинам платят в среднем на 20-30% меньше, чем мужчинам, то у нас, как показало недавнее исследование ВШЭ, аж на 37%!
- в свете событий 2022 года женщин стали гораздо охотнее приглашать на работу, т.е. им самое время начать ценить себя и торговаться. И, кстати, кому, как не маркетологам знать рынок и уметь работать с информацией?
Но вот какой пердимонокль - знать-то можно, только сознание перестраивается очень медленно. Причем, я уверена, что так обстоит дело во всех сферах, это просто данное исследование провели для маркетинга.
И вот как отражается эта скромность на реальных доходах
В одном из направлений маркетинга – в SMM – дамы зарабатывают на 20% меньше мужчин – 72 тыс. руб и 87 тыс. руб. соответственно. Это показало свежее исследование сервиса аналитики социальных сетей DataFan и сервиса отложенного постинга SMMplanner. При том, что женщины в SMM получают меньше мужчин и реже занимают руководящие должности, 70% представительниц прекрасного пола уверены, что в своей карьере не сталкивались с дискриминацией по гендерному признаку. Более того, они в большей степени довольны своей зарплатой! Среди женщин тех, кого не устраивает их доход, 42%, а среди мужчин, которые зарабатывают больше, уже 52%! Странно, правда?
Вот оно – объяснение. В том же исследовании наши дамы реже мужчин отвечали, что считают себя опытными специалистами. Вероятно, это связано с тем, что прекрасный пол в целом демонстрирует более низкую самооценку, чем сильный пол, и в профессиональной жизни часто придерживается стратегии «намеренной невидимости».
И ещё один интересный момент. У 30% мужчин минимальная стоимость одного SMM-проекта составляла менее 3 тыс. руб., а среди женщин только 15% когда-либо работали за такие деньги.
Как предполагают аналитики, разница объясняется тем, что мужчины чаще готовы идти на риск. Они больше уверены в себе и берутся за более дешевые проекты, которые в перспективе могут вырасти во что-то большее. А дамы осторожничают и хотят действовать наверняка.
Ну, и на сладкое. 17% женщин в SMM не уверены, что сталкивались с дискриминацией, а среди мужчин так думают лишь 9,3%. Более того, 16,3% мужчин считают, что в их жизни она однозначно встречалась! Среди женщин в этом уверены лишь 12%. Вон оно как!
Если выйти за контур маркетинга и смежных сфер, то
Проблема гендерного неравенства
По данным исследования Kontakt InterSearch Russia, 30% женщин и 19% мужчин хоть раз сталкивались с гендерным неравенством на работе или при приеме на работу. Однако большинство и тех, и других считают, что вопрос гендерного неравенства в российском обществе преувеличен. Только 29% женщин и 23% мужчин полагают, что данная проблема достаточно серьезна.
Почти половина представителей обоих полов (40% дам и 50% мужчин) считают, что за прошедший год карьерные возможности женщин изменились в лучшую сторону.
При всём при этом:
- 14% женщин и 6% мужчин испытывают неловкость или дискомфорт будучи единственной женщиной в мужском рабочем коллективе / единственным мужчиной в женском рабочем коллективе.
- 12% женщин хотя бы раз в своей жизни сталкивались с харассментом на работе или при приеме на работу (среди мужчин-респондентов процент равен 1).
- 9% респондентов ответили, что им известны случаи харассмента в их компаниях.
- 17% женщин и 31% мужчин отмечают увеличение числа обязанностей на работе в период, начиная с февраля 2022 года, связывая это в том числе с отъездом части мужского коллектива.
А вот по части мотивации оба пола показывают единодушие. За прошлый год финансовое благополучие вышло на первый план у 45% женщин и 44% мужчин; а собственная реализация - у 11% и 12% соответственно.
Снижение показателя удовлетворенности своей карьерой за последний год отмечают 28% женщин и 31% мужчин, а 26% и 7% тех и других, напротив, говорят о том, что их удовлетворенность карьерой выросла.
А как обстоит дело с дамами на мужской территории?
Женщины в ИТ
Принято считать, что программирование – чисто мужская профессия. Да, мужчины в ней (пока) преобладают.
По результатам исследования НАФИ и Google, проведенного в 2020 году, доля успешных женщин в IT составляла всего 1%. Статистика Stack Overflow за 2021 год говорит о 5% женщин среди разработчиков.
Гораздо оптимистичнее выглядит ситуация с работницами в брендах-гигантах. Statista, по данным на лето 2021 года, называет симпатичную гендерную пропорцию: от 29% женщин в Microsoft до 45% в Amazon. Похожие цифры по Apple, Facebook, Google — тоже в разы выше среднего по рынку. Не сильно отстал от западных коллег и российский СберТех. В нём треть всех разработчиков - девушки.
Думаю, в нашей стране этот показатель будет расти.
А пока давайте вспомним про вклад женщин в появление и развитие отрасли
Знаете ли вы, что первый программист на планете – женщина? Это Ада Лавлейс, в честь которой был назван язык программирования Ада. Она разрабатывала свои алгоритмы чисел Бернулли на аналитической машине в первой половине XIX века. Тогда негде было подсмотреть примеры кода, некого спросить. Сама, наугад. Герой, даи только!
Еще одна легенда - Адель Голдберг из Xerox. Она разработала язык программирования — объектно-ориентированный Smalltalk. И до кучи сделала немало наработок по системам графических интерфейсов. Эстетика макинтошей, потом iPhone и прочих «ай» - не изобретение Apple, а родом из Xerox, и во многом - с лёгкой руки Адель.
Красотка и изначально киноактриса Хеди Ламарр полвека назад заложила основы для современных протоколов связи смартфонов и Wi-Fi.
Марисса Майер — CEO империи Yahoo. Получила классическое «айтишное» образование, потом отработала разработчиком на всех этажах IT-лестницы.
Маргарет Гамильтон разрабатывала программы для НАСА по системам наведения миссии «Аполлон».
Женщинам в ИТ сложнее, потому что у М и Ж разные старты
Классический мужской путь в IT — увлечение играми и программированием, олимпиады, друзья, тусовки, свои проекты, вуз, стажировки, трудоустройство. Все про компьютеры, разработку. Можно сказать, линейная карьера.
Девушки иногда действуют похожим образом. Они тоже участвуют в соревнованиях по программированию и учатся в вузах на IT-специальности, только их гораздо меньше, чем парней, потому что:
- у них другие интересы в юности
- окружение подтачивает их стремления: ты же девушка? Зачем тебе это нужно?
Поэтому обычный «вход в IT» для девушек — начать с аналитика, технического писателя, со службы поддержки, администрирования, диджитал-маркетинга. Иногда - совсем издалека: с секретарши или бухгалтера. А потом, присмотревшись к работе, некоторые начинают учиться, пробовать силы в качестве разработчиков, набираются практических навыков, затем «добирают» недостающие знания уже прицельно. Это совершенно другая траектория.
За последние 2 недели я лично сделала резюме двум девушкам – руководителям проектов в ИТ. Причём обе изначально не имели высшего образования в этой сфере, были гуманитариями. Но вот так повернулась карьера, что пришлось добирать знания и навыки на опыте и руководить командами разработчиков-мужчин. И какие масштабные они реализовали проекты! Многие известные федеральные сети работают, благодаря их внедрениям! Названия не могу писать, чтобы не нарушать принцип конфиденциальности.
Женщин реже отправляют в командировки, чем мужчин
Опрос, проведенный Ассоциацией менеджеров среди специалистов более 100 российских компаний, показал, что женщин отправляют в командировки практически в 2 раза реже, чем мужчин. Так, 69,8% респондентов подтвердили, что в их компаниях чаще направляют сотрудников мужского пола, а в 30,2% компаниях — женского.
Но наши дамы работают не только по найму. Всё чаще – на себя. И вот итог.
Индекс женской предпринимательской активности достиг рекорда
Аналитический центр НАФИ совместно с Комитетом по развитию женского предпринимательства «Опоры России» с 2015 года измеряют индекс женской предпринимательской активности в России (Women Business Index, WBI), который показывает уровень благоприятности деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства. По результатам последней, 10-й волны исследований, Индекс WBI составил 73,7 п., что является абсолютным максимумом с начала измерений!
Вот что показало исследование:
- В 2023 году заметно выросла доля женщин-предпринимателей, которые считают, что возможностей для открытия и ведения бизнеса стало больше (38% против 20% летом 2022 года)
- 94% женщин, не ведущих бизнес, положительно относится к женщинам-предпринимателям
- Топ-3 мотивов для начала предпринимательской деятельности: желание улучшить материальное положение (65%), возможность реализовать свои идеи (58%), независимость при принятии решений (52%).
Естественно, индекс женской предпринимательской активности реагирует на изменения, которые происходят в стране. Так, например, во время пандемии он снизился до 60,1 п.п. в третьем квартале 2020 года, а после введения санкций в 2022 году упал до 69,8 п.п. (против 71,1 пунктов в 8-й волне).
Отрадно, что отношение общества к женскому предпринимательству постепенно меняется. Если в 2022 году о том, что члены семьи, друзья или коллеги стали лучше относиться к их профессиональной деятельности, заявляли 23% женщин, ведущих бизнес, то в 2023 – уже 46%.
И хотя окружение смотрит более лояльно, ограничители у некоторых наших дам находятся в собственной голове. На сегодняшний день 25% представительниц прекрасного пола, не связанных с предпринимательством, твердо заявляют, что бизнес – не для них. Чаще всего об этом говорят женщины старшего возраста (31% среди опрошенных старше 55 лет), а также те, кто не имеет высшего образования (23%) или постоянной работы (26%).
В 2023 году заметно выросла доля тех, кто считает, что возможностей для открытия и ведения бизнеса стало больше. В среде женщин-предпринимателей почти в 2 раза чаще стали говорить, что условия для старта своего дела в их регионе стали лучше (38% против 20% летом 2022 года на пике социально-экономических изменений в стране). Также чаще заявляют об этом (29% – на 13 п.п. больше, чем в 2022 году, 16%) и те, кто пока не связан с бизнесом.
Выводы по итогам написанного я предлагаю вам сделать самим, дорогие читательницы!
Галина Бобкова, карьерный психолог/консультант, коуч по самореализации www.ccgb.ru
Соцсети и каналы:
При подготовке статьи использованы материалы сайтов Executive, HeadHunter, Lenta.