Предыдущая часть:
Конечно, во времена Халса не было такого понятия, как "движущееся изображение", но были, в его случае, картины, "пропитанные такой жизненной силой, что он, кажется, бросает вызов самой природе своей кистью" и портреты написаны так, что "они как будто живут и дышат".
Эти слова были написаны одним из героев портрета Халса, Теодором Шревелиусом (1572-1653), в его истории Харлема, опубликованной на латыни и голландском в 1647 и 1648 годах соответственно.
Небольшой овальный портрет Шревелиуса работы Халса, один из трех портретов, сделанных художником на меди, датирован 1617 годом и послужил образцом для гравюры Якоба Матама (1571-1631), следующего года.
На гравюре имеется надпись другого нидерландского ученого-филолога, Петруса Скривериуса (1576–1660), чей небольшой портрет, как и портрет его жены Анны ван дер Аар, также был сделан Халсом в 1626 году.
Здесь Халс снова представил фигуры в рамках-обманках. Рука натурщика лежит на внутренней стороне рамки овальной формы и держит перед собой пару перчаток (атрибут джентльмена).
Портрет Скривериуса был воспроизведен на гравюре также в 1626 году харлемским художником Яном ван де Вельде II (1593-1641).
На гравюре усилен пространственный эффект рамы, руки и перчаток, так что портрет как будто рельефно выступает над основой с «анонимной» (скривереусовской) надписью на латыни: "Здесь вы видите лицо того, кто, избегая государственных должностей, делает Муз своими за личный счет...".
Скривериус провел большую часть своей жизни как независимый ученый, публикуя комментарии к классическим авторам, а также к истории Нидерландов и отдельных провинций.
В возрасте семнадцати лет он перешел из процветающей Латинской Школы Харлема в Лейденский университет, а шесть лет спустя, в 1599 году, женился на Анне, дочери Виллема Говерца ван дер Аара, известного торговца тканями в Лейдене.
Брат Виллема, Ян Говерц ван дер Аар, был одним из величайших меценатов Харлема, выдающийся портрет которого написал Хендрик Гольциус (1558-1617) в 1603 году, и сторонником всех ведущих художников-маньеристов в городе.
Хотя Скривериус жил со своими родственниками в центре Лейдена, он поддерживал тесные контакты с Харлемом, куда лодки по каналу ходили по десять раз на дню.
Его родители жили в Харлеме (вплоть до своей смерти в 1626 году).
Кроме того, он помогал работать Сэмюэлю Ампцингу (1590–1632) над его амбициозной книгой о Харлеме «Beschrijvinge ende lof der stad Haerlem in Holland» («Описание и похвала города Харлема в Голландии»), которая была опубликована в 1628 году.
Работа Халса впервые упоминается в печати в «Описании и похвале» как часть поэтической дани Ампцинга харлемским художникам: "Как лихо Франс рисует людей с натуры!"
Ампцинг особо упомянул портрет каливерменской гражданской гвардии, датированный предыдущим годом.
Великолепный портрет Ампцинга на меди, написанный Халсом в 1630 г., показывает, что он держит в руках том той самой книги.
Многие из иллюстраций в книге Ампцинга были выгравированы Яном ван де Вельде II, который после смерти Ампцинга в 1632 г. сделал гравюру и с его портрета кисти Халса.
Под изображением латинское стихотворение, подписанное P.S., описывающее, чем запомнился Ампцинг, в частности шрамами, которые он нанес «авсонианскому епископу» (имеются в виду католические прелаты, Авсония — это имя, которое древнегреческие и латинские поэты использовали для Италии).
Для своего портрета Скривериус, обратился именно к Халсу в Харлеме, а не к лейденскому специалисту, такому, например, как Давид Байи (1584-1657), вероятно, потому что ему понравился портрет Шревелиуса, точнее гравюра с него.
В 1625 году Шревелиус переехал в Лейден в качестве нового ректора Латинской Школы.
Рассылка своих портретов коллегам и учреждениям по всей Европе, была обычным делом.
Небольшие нарисованные портреты ученых делались как на память, так и в качестве образца для гравюры — получалась одновременно и личная память и претензия на международную известность.
Продолжение: