Беря ребенка с собой, куда бы вы ни пошли, вы не только создаете любовные отношения, но и обеспечиваете уникальную форму развития.
Почти во всех странах младенец сопровождает маму, куда бы она ни отправилась. Мать и дитя неразлучны. Все время, пока они вместе находятся где-то за пределами дома, мать разговаривает, а ребенок слушает. Если мать спорит о ценах с продавцом, то это происходит в присутствии ребенка; он видит и слышит все, что происходит. И это длится в течение всего периода грудного вскармливания, что и является причиной такого тесного союза. Ибо мать должна кормить своего ребенка, и поэтому она не может оставить его дома, когда уходит. К этой потребности в еде добавляются их взаимная нежность и любовь. Таким образом, потребность ребенка в питании и любовь, объединяющая этих двух существ, соединяются в решении задачи приспособления ребенка к миру, и происходит это самым естественным образом. Мать и дитя едины.
Кроме тех случаев, когда цивилизация сломала этот обычай, ни одна мать никогда не доверяет своего ребенка кому-то другому. Ребенок разделяет жизнь матери и всегда слушает. О матерях часто говорят, что они болтливы, но это также должно способствовать развитию ребенка и его работе по адаптации. Однако, если бы он слышал только слова, обращенные к самому себе, он бы очень мало выиграл. Именно тогда, когда он слышит полную речь взрослых людей и может видеть их действия, которые проясняют их смысл, он мало-помалу схватывает даже построение предложений. Это гораздо важнее, чем односложные слова, которыми с ним лепечет мать. Это язык жизни, хотя и облеченный в действие.
Все великие человеческие группы, нации и расы имеют свои индивидуальные различия; например, у них разные способы ношения ребенка. Изучение этого является одним из самых интересных в современной науке этнологии. В большинстве стран мира матери кладут ребенка на маленькую кроватку или в большую сумку; они не носят его на руках. В некоторых странах ребенка привязывают с помощью петель к куску дерева, который затем кладут на плечи матери, когда она идет на работу. Одни подвешивают ребенка к себе на шею, другие привязывают его к спине, третьи снова кладут его в корзиночку; но во всех странах матери нашли способ брать с собой детей. Чтобы решить проблему с дыханием и предотвратить риск удушья, когда принято носить его лицом к спине матери, обычно принимают особые меры предосторожности. Японцы, например, носят ребенка так, чтобы его шея находилась выше плеча человека, к которому он привязан. Вот почему первые путешественники, посетившие Японию, называли японцев «расой с двумя головами». В Индии ребенка носят на бедре, а американские индейцы привязывают его к спине в своего рода колыбели, которая держит его спиной к спине матери, но позволяет ему видеть все, что происходит позади нее. Мысль о том, чтобы бросить своего ребенка, настолько далека от мыслей любой из этих матерей, что, как это случилось однажды в африканском племени, когда новая королева должна была быть коронована, миссионеры, присутствовавшие на церемонии, были поражены, увидев, что она появилась вместе со своим малышом.
Еще одним моментом является обычай продлевать период грудного вскармливания. Иногда это длится полтора года; иногда два, а то и три года. Это не имеет ничего общего с пищевыми потребностями ребенка, потому что с некоторых пор он может усваивать другие виды пищи; но длительная лактация требует, чтобы мать оставалась со своим ребенком, и это удовлетворяет ее бессознательную потребность предоставить своему потомству помощь в полноценной социальной жизни, на которой строится его разум. Потому что, даже если мать сама не разговаривает с ребенком, сам факт нахождения с ней приводит его в соприкосновение с миром; он видит и слышит людей на улице и на рыночной площади, повозки, животные и другие зрелища занимают место в его уме, даже если он не знает их имен. Посмотрите, как его лицо сияет, когда его мать спорит в киоске о цене на фрукты. Вы легко увидите, какой глубокий интерес вызывают в нем слова и жесты.
Кроме того, можно заметить, что малыш, сопровождающий свою мать по делам, никогда не плачет, если только он не болен или не ранен каким-либо образом. Иногда он может заснуть, но не плачет. Если вы посмотрите на фотографии, сделанные специально для документирования общественной жизни какой-либо страны, вы увидите, что ни один из детей, изображенных с матерями, никогда не плачет.
Тем не менее плач детей является проблемой в западных странах. Как часто мы слышим, как родители жалуются на непрекращающийся плач их детей? Они обсуждают, что сделать, чтобы успокоить ребенка, и как сделать его счастливым. Ответ современной психологии таков: «Ребенок плачет и становится беспокойным, у него бывают приступы крика и ярости, потому что он страдает от умственного голода». И это правда. Ребенку скучно. Его умственно изнуряют, держат взаперти в замкнутом пространстве, что не дает ему ничего, кроме разочарования, в использовании его сил. Единственное средство — освободить его от одиночества и позволить ему присоединиться к общественной жизни. Это средство естественным и бессознательным образом принято во многих странах. У нас это должно быть понято и применено сознательно, в результате сознательного мышления.
Статья "Когда вы берете ребенка с собой"
Мария Монтессори
Текст предоставлен North American Montessori Teachers’ Association
http://montessori-namta.org
Перевод с английского В. Носенко для Montessori School of Moscow
Наш телеграмм-канал: https://t.me/mosmontessori