Найти тему
Марфа Сергеевна

Если меня постоянно оценивают, могу ли я чувствовать себя комфортно и безопасно?

Продолжаю обдумывать проблему создания нужной атмосферы на уроке.

И вот вопрос: может ли быть комфортной и безопасной атмосфера, если тебя при этом постоянно оценивают? Причем чаще всего не бесстрастно и объективно, как, например, компьютерная программа, а эмоционально, пристрастно и часто субъективно. Можно ли в таком случае чувствовать себя уверенно и спокойно?

Представим себе, что за выполнения, например, домашней работы нас в течение дня кто-то постоянно оценивал: хвалил или ругал или, что еще круче, выставлял бы оценку по какой-нибудь шкале. Убралась на "четверочку", суп сварила на "тройку", с ребенком пообщалась - вообще на "два", в спальне..., ладно-ладно, не буду.

Как скоро нам захотелось бы послать все к черту и сбежать от оценщика на край света?

А ребенку из школы сбежать некуда. И вот сидит он на уроке, постоянно ожидая оценки, как удара по голове. И ладно, если тебя похвалили или оценили объективно, обозначив положительное и отрицательное в твоей работе. А ведь большинство целый день слышат в свой адрес град оценочных суждений: "плохо", "неправильно", "и чем ты только думал", "где твои мозги", "безобразно", "лентяй" и прочее и прочее.

О каком комфорте и безопасности можно тут говорить? Только и остается бедному ученику, как отстраниться и не принимать все это близко к сердцу, иначе почувствуешь себя полным ничтожеством.

Родители и учителя часто предостерегают детей, что, мол, во взрослой жизни их постоянно будут оценивать, так что к этому нужно привыкать.

Да ладно! Это ведь неправда! Нас не оценивают не только каждый день и тем более каждый урок, но даже не каждую неделю и месяц. Мы с разной степенью ответственности выполняем свою работу, получая время от времени обратную связь, и в самом страшном варианте нам грозит лишь увольнение за профнепригодность, но и то хороший профсоюз этого так просто не допустит.

А попробовал бы кто-нибудь лишить нас зарплаты за плохо выполненную работу! Премии, допустим, могут лишить, у кого она есть, но тут мы хотя бы понимаем, чем рискуем и ради чего стараемся.

А ради чего стараться ученику? Ради нематериальной, обезличенной, субъективной оценки. И то для многих старайся - не старайся, выше тройки все равно не получишь. Так стоит ли даже пытаться?

Пугая детей ужасами взрослой жизни, эти самые взрослые часто забывают, что их жизнь, их работа - это их выбор, осознанный или случайный. Они могут выбирать, работать или не работать на той или иной работе, жениться или не жениться, заводить детей или оставаться чайлдфри. Они делают свой выбор и, да, потом уже несут за него ответственность. Хотя и здесь есть свои лазейки: с ненавистной работы можно уволиться, с мужем или женой развестись, ребенка вот только придется растить до 18 лет, но потом и ему можно сказать: дальше - сам.

У детей же этого выбора нет. Они не могут выбрать форму обучения, школу, учителя, предметы, тему, время для выполнения задания - ничего. Нет более несвободного, зависимого и бесправного существа, чем современный школьник.

У поэта А. Кушнера есть пронзительное стихотворение на эту тему. Меня оно когда-то очень сильно впечатлило..

Контрольные. Мрак за окном фиолетов,
Не хуже чернил. И на два варианта
Поделенный класс. И не знаешь ответов.
Ни мужества нету ещё, ни таланта.

Ни взрослой усмешки, ни опыта жизни.
Учебник достать - пристыдят и отнимут.
Бывал ли кто-либо в огромной отчизне,
Как маленький школьник, так грозно покинут?

Быть может, те годы сказались в особой
Тоске и ознобе? Не думаю, впрочем.
Ах, детства во все времена крутолобый
Вид - вылеплен строгостью и заморочен.

И я просыпаюсь во тьме полуночной
От смертной тоски и слепящего света
Тех ламп на шнурах, белизны их молочной,
И сердце сжимает оставленность эта.

И все неприятности взрослые наши:
Проверки и промахи, трепет невольный,
Любовная дрожь и свидание даже -
Всё это не стоит той детской контрольной.

Мы просто забыли. Но маленький школьник
За нас расплатился, покуда не вырос,
И в пальцах дрожал у него треугольник...
Сегодня бы, взрослый, он это не вынес.