640 подписчиков

Совпадение интонаций: сказки Андерсена в рисунках Алфеевского

188 прочитали

В 1954 году в Государственном издательстве детской литературы в серии «Библиотечка детского сада» вышла книга большого формата со сказками Ханса-Кристиана Андерсена. В ней было всего четыре знаменитые сказки:

  • Стойкий оловянный солдатик,
  • Дюймовочка,
  • Гадкий утенок,
  • Соловей.
Андерсен Г.-Х. Сказки / Ганс-Христиан Андерсен ; перевод с датского Анны Ганзен ; рисунки Валерия Алфеевского. – Москва : Ленинград, Государственное издательство детской литературы, 1954. – 64 с. : ил. – (Библиотечка детского сада).
Андерсен Г.-Х. Сказки / Ганс-Христиан Андерсен ; перевод с датского Анны Ганзен ; рисунки Валерия Алфеевского. – Москва : Ленинград, Государственное издательство детской литературы, 1954. – 64 с. : ил. – (Библиотечка детского сада).

Издания для дошкольников диктуют свои правила. Тем, кто пока только учится читать, необходим крупный и ясный шрифт, много картинок и много «воздуха» на странице. Все эти условия выполнены: в книге качественная печать и прелестные рисунки. Рисунки настолько хороши, настолько подходят по духу к сказкам Андерсена, простым до наивности и одновременно глубоким, мудрым, что стали уже классическими.

В книге довольно много цветных и черно-белых иллюстраций. Рисунки есть почти на каждом развороте, и они накрепко соединились с текстом. Большие иллюстрации в цвете вынесены на отдельные страницы-вклейки с более плотной бумагой. Черно-белые размещаются на полях рядом с текстом или занимают всю страницу. В среднем на каждую сказку приходится около десяти рисунков – достаточно для того, чтобы создать общее впечатление от сказки, нарисовать запоминающихся персонажей, поместить историю в живой, достоверный и вместе с тем сказочный фон.

Для многих эта книга – из детства. Огромный по нынешним временам тираж 100 000 экземпляров (и он был явно не один) позволил книжке стать «своей» во многих семьях. Вспоминая о Дюймовочке или соловье китайского императора, многие представляют себе именно эти рисунки – изящные, тонкие и очень красивые.

В 1954 году в Государственном издательстве детской литературы в серии «Библиотечка детского сада» вышла книга большого формата со сказками Ханса-Кристиана Андерсена.-3

Двумя годами позже вышло издание «Снежной королевы» с чудесными иллюстрациями, явно сделанными той же рукой. Ее тираж – 200 000 экземпляров. И эта книга стала настольной у множества советских семей:

Автор иллюстраций в этих книгах – Валерий Сергеевич Алфеевский. Расскажем немного о его жизни.

В 1954 году в Государственном издательстве детской литературы в серии «Библиотечка детского сада» вышла книга большого формата со сказками Ханса-Кристиана Андерсена.-5

Известный советский художник, график, иллюстратор детских книг, заслуженный художник РСФСР В.С. Алфеевский родился 23 июня 1906 года в Москве. Отец его был юристом, а мама – педагогом (у неё была школа для детей младшего возраста). Мальчик очень рано научился читать. За шалости его отправляли в комнату родителей, где стояли книжные шкафы. Там семилетний Валера читал всё, что находил на книжных полках: Максима Горького, Фридриха Ницше, Игоря Северянина, сборники изречений китайских мудрецов. Возможно, этот путь стоит взять на вооружение тем, кто хочет приучить детей к чтению? Эту мысль нужно обдумать!

В 1954 году в Государственном издательстве детской литературы в серии «Библиотечка детского сада» вышла книга большого формата со сказками Ханса-Кристиана Андерсена.-6

Увлечением отца была живопись масляными красками, и Валера тоже заинтересовался ею. Он учился игре на фортепьяно. В Первой мужской гимназии, которую в своё время окончили его отец, дядя и дед, он продолжал много читать и рисовать, а в старших классах увлёкся сценой: ходил на спектакли в московские театры, участвовал в школьных постановках и создавал для них декорации.

Интерес к изобразительному искусству побудил юного Алфеевского серьёзно учиться живописи. В начале 20-х годов он посещал художественные студии Михаила Леблана, Ильи Машкова и других преподавателей, а с 1925 по 1930 годы учился на живописном факультете во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские). После его окончания несколько лет успешно иллюстрировал книги для детей и юношества (совместно с Т.Лебедевой), потом работал художником-репортёром в газете «Советское искусство». В его обязанности входило посещать спектакли и сопровождать рецензии рисунками. Работать приходилось очень быстро: новые рисунки создавались почти каждый день.

Перед Великой Отечественной войной Валерий Сергеевич наконец получил возможность заниматься живописью, которую любил больше всего. Работ этого периода сохранилось очень мало: часть полотен погибла во время войны, а некоторые уничтожил сам требовательный художник.

В 1941 году В. С. Алфеевский с женой работали в «Окнах ТАСС», а затем были отправлены в эвакуацию в Ташкент. Здесь он рисовал для издательства «Советский писатель», работал художником-оформителем на строительстве Фархадской ГЭС, ездил по Узбекистану с бригадами актёров и художников. А во время поездок писал портреты, пейзажи, живописные эскизы. Он вспоминал: «За эти годы, как мне кажется, я определился как художник с собственным видением, с собственной манерой выражения».

В 1950-1970 годы В.С. Алфеевский много работал над иллюстрациями к книгам для детей. Он делал рисунки к произведениям В.Гауфа, С.Маршака, В.Каверина, С.Прокофьевой, Л.Кэрролла, К.Коллоди, Э.Т.А.Гофмана и других. В общей сложности В.С. Алфеевский проиллюстрировал более чем 150 изданий. Он считал: «Художнику с детьми разговаривать надо серьезно, как с равноправным собеседником».

Чудо произошло, когда Валерий Алфеевский соприкоснулся с творчеством знаменитого сказочника Ханса-Кристиана Андерсена. Текст и легкие, летящие рисунки стали гармонично дополнять друг друга, удивительно совпадая по настроению, подтексту, мироощущению. Кроме книги «Сказки», изданной в 1954 году (та самая книга из фонда нашей библиотеки), он иллюстрировал другие сборники и отдельные сказки, предлагая разные варианты обложек и внутренних иллюстраций. Больше иллюстраций к сказкам Андерсена рисовал только В.М. Конашевич (на нашем канале о нем тоже есть пост).

Алфеевский часто делал лаконичные черно-белые рисунки. Он выработал свой способ: работал чёрной тушью и остро заточенной тростниковой палочкой. Так получались иллюстрации, в которых не было ничего лишнего.

Главная особенность его рисунка – выразительная линия. Спустя годы художник М.П. Митурич-Хлебников скажет:

«У Алфеевского обострённое чувство линии, динамики её движения. Безупречное ощущение вертикали, придающее стройность рисункам. Но стройность эта не геометрическая прямизна. Это стройность живая, подвижная, сложная».

Художник Валерий Сергеевич Алфеевский участвовал во многих художественных выставках в Советском Союзе и за рубежом (США, Франция, Великобритания, Польша, ГДР, Чехословакия). У него было шесть больших персональных выставок: от 1944 года в Ташкенте до 1989 (года его смерти) в Москве. Его творчество представлено в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, региональных картинных галереях и частных собраниях. Но все-таки многие знают этого замечательного художника по его иллюстрациям к детским книгам. Андерсен и Алфеевский – такой дуэт запоминается навсегда.

Если материал вам понравился, ставьте лайк ❤️ и подписывайтесь на наш канал.

Если вам понравилась статья, также читайте:

Сказки Ханса Кристиана Андерсена в нашей стране знают буквально все, и иногда замечают в них незнакомые названия. Чаще всего это известные места в столице Дании Копенгагене, где Андерсен жил и писал сказки. Впрочем, памятники, мемориальные доски и улицы имени Андерсена есть по всей Дании.

Давайте пройдем по местам, которые связаны со сказками или с жизнью писателя.

В 1954 году в Государственном издательстве детской литературы в серии «Библиотечка детского сада» вышла книга большого формата со сказками Ханса-Кристиана Андерсена.-8