Такое заявление сделал немецкий философ Фридрих Ницше.
Ницше не считал, что личностный Бог когда-либо жил, а потом умер в буквальном смысле. Смерть Бога следует понимать как нравственный кризис человечества, во время которого происходит утрата веры в абсолютные моральные законы, то есть, в конечном счёте, веры в само наличие космического порядка.
Ницше предлагал переоценить ценности и выявить более глубинные пласты человеческой души, чем те, на которых основана религия, в частности, христианство.
Смерть Бога проявляется в охватывающем людей ощущении бездомности, осиротелости, потери гаранта благости бытия. Старые ценности не удовлетворяют человека, так как он ощущает их безжизненность и не чувствует, чтобы они относились конкретно к нему.
«Бог задохнулся в богословии, нравственность — в морали», — пишет Ницше.
Личностному Богу не было никакого места в философии Ницше.
При этом он был и остается весьма популярным философом, что объясняется бунтарством падшей природы человека против Бога. Люди, движимые этой природой всегда поддерживают бунтарские настроения такого рода, как у Ницше и подобных ему...
Как кончилась его жизнь?
Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Ланге-Эйхбаум и Курт писали, что с молодости у Ницше имелось шизоидное расстройство личности с истерическими чертами, которое впоследствии перешло в параноидную шизофрению с исходом в слабоумие.
Философ был помещён в базельскую психиатрическую больницу своим другом, профессором теологии, Францем Овербеком, где оставался до марта 1890 года, когда мать Ницше забрала его к себе домой, в Наумбург. После смерти матери (1897) Фридрих не может ни двигаться, ни говорить: его поражают 2-й и 3-й апоплексические удары.
Болезнь не отступала от философа ни на шаг до самой смерти 25 августа 1900 года.
Есть ли связь между его философией и печальным концом?
Да, есть: