С легендарными обстоятельствами гибели одного из самых загадочных русских князей мы знакомимся еще в раннем детстве, читая замечательную пушкинскую "Песнь о Вещем Олеге". Бьемся об заклад, что вы и спустя десятилетия можете без труда вспомнить хотя бы первое четверостишие этого произведения:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам...
И, разумеется, вы помните, чем там закончилось дело. Некий кудесник предсказал князю "смерть от коня своего", тот не поверил, но все сбылось. Правда, сам конь тут все-таки не виноват. Олега жалит в ногу змея, выползшая из конского черепа. Но пророчества - они всегда такие, с нюансами.
Пушкин опирался на текст Карамзина, который в свою очередь пересказал сюжет из "Повести временных лет". В летописи есть и кудесник с предсказанием, и разговор Олега с конскими костями, а сам момент смерти передается так:
"И въступи ногою на лобъ, и выникнучи змѣя и уклюну ̀и в ногу. И с того разболѣвся, умьре".
Выглядит все это чистым фольклором, правда? На свете существует масса таких бродячих сюжетов про самосбывающиеся пророчества. Без них не обошелся, наверное, ни один народ.
И тем не менее, доктор исторических наук Михаил Козлов делает предположение - за красивым сказочным обрамлением скрывается история реального противостояния князя Олега жреческой элите, имевшей прочные позиции в Киеве.
Вкратце напомним, что дело у нас происходит в дохристианские времена. До прихода Олега с дружиной и завоевания им Киева, город не имел сильной княжеской власти. Было некое совместное правление Аскольда и Дира, которое уже по причине этой совместности представляется слабым. Причем Аскольд и Дир сами были пришлыми. Это означает, что в Киеве они должны были сосуществовать с некой местной элитой.
И этой элитой вполне могли быть жрецы, отправлявшие культ Перуна и других языческих богов. Они решали внутренние вопросы, а Аскольд и Дир занимались сбором дани и военным контролем. Такая система не является оригинальной для той эпохи.
Олег, вступив во владение Киевом, показал себя сильным и амбициозным князем. Ряд историков считает, что между князем и жрецами разгорелся конфликт.
Так, Евгений Климов в работе "К вопросу о социальном и политическом статусе жреческого сословия Древней Руси", что открытая ссора могла вспыхнуть перед походом Олега на Византию. А известный историк-медиевист Елена Мельникова полагает, что Олег сам присвоил себе некие жреческие функции, благодаря чему и получил прозвище Вещий.
Так вот, Михаил Козлов совмещает все эти предположения и приходит к выводу, что после успешного похода на Византию князь Олег предпринял попытку отстранить жрецов от управления Киевом и объявить себя самого верховным жрецом. В результате спровоцировал заговор против себя.
"Предсказание князю Олегу смерти от своего коня подчеркивает жесткий характер противостояния между князем и жрецами. Создается впечатление, что собрание жрецов вынесли князю смертный приговор. Приговор жрецов был обязателен для выполнения всеми членами общины, в том числе и для князя. Однако и привести приговор в исполнение жрецам было не просто, поскольку князя окружала собственная дружина, поэтому, по сообщению летописца, Олег и "посмеялся" над предсказаниями жрецов".
Михаил Козлов. "Вещий Князь и волхвы (к вопросу о взаимоотношениях между Князем Олегом и киевским жречеством)"
Исполнение приговора затянулось на годы, но противники князя Олега умели ждать. И когда представился удобный случай, ликвидировали князя, обставив это как исполнение пророчества. Этим они лишний раз утвердили свой статус.
Ну как вам версия? На наш взгляд, достаточно убедительная. Как минимум, интересная.
__________________________
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Rutube (с озвучкой!)