«Сон Сципиона» - классический труд древнеримского философа Цицерона, шестая (завершающая) книга его трактата «О государстве», где, как считают исследователи, в наиболее полной форме представлена пифагорейская гармония сфер.
В 2002 году английский писатель Йен Пирс опубликовал свой «Сон Сципиона», роман, невероятный во всех отношениях.
Йен Пирс (родился в 1955 году) один из самых популярных в Великобритании авторов искусствоведческих детективов, жанра, к которому принадлежит всемирно известный бестселлер «Код да Винчи» Дэна Брауна, например.
Действие романа происходит в одном и том же месте – маленький городок в Провансе, но в разные исторические эпохи: падение Римской Империи под натиском варваров, эпидемия чумы четырнадцатого века и немецкая оккупация двадцатого. События, происходившие в эти времена, являются знаковыми для развития европейской цивилизации.
Композиционно сложно построенный роман читается, тем не менее, взахлёб. Йен Пирс избрал точную авторскую позицию, все три истории рассказаны от третьего лица, как бы со стороны. Связующим сюжетным элементом является уцелевший в пожаре трактат римского патриция Манлия «Сон Сципиона» (отсылка к труду Цицерона).
Манлий, образованный человек, вдохновленный неоплатоническими идеями, полагающий учение Христа выдумкой для глупых простолюдинов, после захвата его родных мест варварами, оказывается перед выбором: покончить жизнь самоубийством, как многие его сограждане, или искать компромисс с новой властью, а точнее даже не с властью, а иной ментальной моделью.
Манлий становится христианским епископом, полагая, что это единственная возможность сохранить угасающую римскую цивилизацию. По сути, его трактат в форме обращения к богине мудрости Софии – исповедь человека, сделавшего непростой выбор в непростой ситуации, но все время сомневающегося в правильности своего решения.
Эта очевидная экзистенциальная ситуация, когда жизнь и судьба проверяют все, что человек успел накопить в нравственном багаже, весь этот тоненький слой философских понятий, эстетических принципов и огромного числа иллюзий, является определяющей и в двух других сюжетных линиях романа.
Средневековый провинциальный поэт, которому повезло заслужить расположение влиятельного католического кардинала и который в самый разгар гонений на евреев во время чумного мора четырнадцатого века влюбляется служанку-еврейку.
У юноши-интеллектуала, коллаборациониста, случается роман с еврейской художницей в те дни, когда по распоряжению правительства Виши представителей этого народа отлавливают по всей южной Франции как бешеных собак.
Герои, как и римский патриций Манлий, стоят перед выбором между суровой действительностью и своими чувствами. Выбором, где на кону жизнь.
Йен Пирс умело переплетает все три временные линии, на одной странице мы читаем о средневековом поэте Оливье, а на следующей – о епископе Манлии или петеновце Жульене. Выбранный писателем метод повествования заставляет внимательно и вдумчиво вчитываться в текст.
Конечно, все три истории о любви и предательстве. И ведут себя герои романа в каждой истории по-разному.
Христианский епископ Манлий приказывает казнить приемного сына, показывая повстанцам, что не пощадит никого. И предает доверие любимой, София Премудрость уходит от него навсегда.
«Ну, а как твоя душа, если хитроумными аргументами ты прикрываешь такие преступления? Ты думаешь, мир для тысяч уравновешивает неправую смерть одного?»
Средневековый поэт Оливье спасает любимую, предав кардинала. Для него любовь оказалась важнее всего на свете, наверное, поэтому в конце жизни он обретает если не счастье, то спокойствие.
Коллаборационист Жульен тоже пытается спасти любимую, сдав партизан правительственной полиции, но узнав, что его обманули (художница Юлия всё равно оказывается в поезде в концлагерь), успевает предупредить антифашистов.
«Судьбы людей в переломную эпоху как песчинки во время бури», - утверждает римлянин Манлий в своем трактате-исповеди. Их поступки трудно осуждать и еще труднее понять. И, к сожалению, нельзя оправдать.
Йен Пирс назвал свой роман «Сон Сципиона», утверждая, что к гармонии своей внутренней вселенной человек всегда идет непростым путем и не всегда приходит.
«Ты совершил бесчестные деяния и был слишком горд собой, чтобы в этом сознаться. Если бы ты понял, их последствия можно было бы смягчить. Но вместо этого ты прислал мне сочинение, горделивое, поучающее и доказывающее только то, что ты ничего не понял».