В детстве я над смыслом подобных фраз не особо задумывалась. Все эти «хлеб - всему голова» были штампами. Если задавали написать сочинение, я хорошо справлялась, но период рефлексии наступил значительно позже.
Про школу, которая дом, в старших классах было думать не очень приятно. В той школе, которую я заканчивала после переезда в другой район, не принято было строить какие-то хорошие отношения с учениками. Нас «мотивировали» тем, что мы все не дотягиваем до каких-то золотых стандартов, что раньше были другие ученики, что для них школа и учителя были святыней. При этом, если нужно было загнать нас на олимпиады, соревнования, всякие районные творческие мероприятия, вспоминали то самое «школа - ваш второй дом». Мы приносили медали и первые места, а потом нас снова тыкали носом в нашу никчёмность.
Все это и многое другое привело меня к поиску какой-то другой школы для своих детей. Я просто подумала о том, что школа - это целых 11 лет. Пять дней в неделю (а мы учились шесть). Если она не будет вторым домом - это проблема. Серьёзная! Не беру в расчёт детей, которые серьезно заняты спортом, в музыкальной или художественной школе. Им от школы общеобразовательной нужна очень конкретная вещь - аттестат о среднем образовании. После уроков они серьезно загружены и быстро убегают по делам. А вот для всех остальных школа, сумевшая стать домом, будет серьёзной опорой (в пубертат - особенно).
Та школа, в которой я училась до десятого класса была мне домом. Нас учили потрясающие люди старой закалки. В 90-е, когда им платили копейки, они ещё и вели всякие факультативы и кружки, чтобы занять детей и минимизировать их нахождение на улице. Только став мамой я поняла в полной мере, что сделала для нас наша классная руководительница. Пушкинские вечера, балы, конкурсы чтецов, праздники. Многим это казалось нелепым и старомодным, но только тем, кто по подъездам и на верандах детских садов время после уроков проводил. Нам было здорово! Делалось это все от души, а не по указке и методичкам, мы были увлечены и вовлечены.
Только так школа может стать домом. Когда это все - не лицемерие и попытка отчитаться перед вышестоящими инстанциями, а организовано в интересах детей. Сейчас в современных школах мероприятий немало, но что внутри, если убрать красивую обертку? Нужная и важная проектная деятельность ведётся абы как и абы кем (без подготовки ведущих, без формирования реальных навыков у детей). Конкурсы и олимпиады часто становятся головной болью родителей.
Школа моих детей - дом для всех нас. Двери всегда открыты, мы знаем, что нас любят и ждут, что мы важны и интересны. И, конечно, мы сами в такой школе очень заинтересованы, всегда откликаемся на любые просьбы, готовы принять участие во всем. Это же естественно, ведь нормальному человеку не нужно объяснять, что в свой дом надо вкладываться, его надо беречь, украшать. Это происходит само собой, если есть ощущение дома!
В пятницу прошёл наш первый общешкольный фестиваль «Уникальная семья». Это очень затратное по времени, эмоциям и физическим усилиям мероприятие. Каждый класс выставлял команду, состоящую из семей. Нужно было придумать название, девиз, миссию, общий внешний вид, набрать участников для спортивных, кулинарных, интеллектуальных, вокальных и стильных состязаний. Нарисовать стенгазету, подготовить команду слаженных болельщиков и творческий номер на закрытие. Сказать, что я устала, не сказать ничего. Две недели жизни. И пять часов невероятного накала на самом фестивале.
Но что стоит двухнедельный марафон по сравнению с тем, что мы получаем в этой школе? Куда дети бегут с восторгом, откуда не хотят уходить вечером и, тем более, на каникулы. Где дети плачут над гимном школы, потому каждое слово там - правда. Где носят с гордостью школьную эмблему. Где каждый класс чувствует себя командой единомышленников, а не кучкой разрозненных людей, которых зачем-то согнали в одно помещение. Чтобы это все работало так, как работает, нужны вложения всех участников процесса: школа, родители, дети. Если какой-то элемент выпадает, ничего не будет!
На волне подготовки к фестивалю во время бессонных ночей у меня как-то сами в голове возникли стихи. После праздника я отправила их педагогам, а они обратили внимание на мою фразу про свет, которая была так созвучна с финальной песней фестиваля «Включите свет». А ведь стихи были написаны до…
Дом - это то место, где живет наше сердце, где нам хорошо, безопасно, уютно. Но чтобы так было, мы должны в это вкладываться, иначе из дома уйдёт вся положительная атмосфера! Огонь не достаточно зажечь один раз, его надо поддерживать. А ещё нужно убирать очаг и пространство рядом, заменять выпавшие кирпичики, запасать дрова. Это касается абсолютно любых отношений, которые мы строим!
Про то, как ради этой школы мы решились на жизнь на два города: