История знает немало случаев неудачной реставрации. Какие-то предметы искусства или истории стали жертвой экономии, другие были испорчены в результате непрофессиональных действий или халатного отношения, а третьи — до сих пор вызывают дискуссию «правильно ли» была произведена реставрация.
В этой статье собраны наиболее известные и интересные случаи.
«Непорочное зачатие», XVII в.
Копия известной работы Бартоломе Эстебана Мурильо была приобретена частным коллекционером из Валенсии, который поручил реставратору (да не простому, а мебели и других предметов) привести картину в порядок.
Когда он получил работу назад, то оказалось, что лицо Девы Марии на картине сильно упрощено и обезображено. Коллекционер потребовал исправить то, что получилось, однако результат второй попытки не имел ничего общего с оригиналом.
«Узрите человека», 1930-е гг.
Испания помнит и еще более провальную попытку восстановления шедевра. В 2012 году в городе Борха одна из прихожанок храма Милосердия взялась за реставрацию фрески «Ecce Homo». Профессиональной подготовки и образования, позволяющих браться за подобного рода проекты у нее не было, зато было огромное и бескорыстное желание помочь своей церкви.
Результат мало похож на Иисуса и на человека вообще. Отреставрированная фреска сразу получила прозвище «Пушистый Иисус».
Нет худа без добра. Фреска в исходном состоянии была интересна только искусствоведам, а вот «Пушистый Иисус» привлек в город буквально толпы туристов, обеспечив местных жителей и саму Сесилию работой (ее назвали новой Гойей), а церковь — доходом от посещений.
Фрески в храмовом комплексе Юнчжи, XVIII–XIX в.
Эти буддийские фрески, украшавшие китайский храм 916-1125 гг., были испорчены из-за малого бюджета для реставрации и, как следствие, «некачественного подрядчика».
Поверх старинных изображений были нанесены рисунки «мультяшных» фигурок, изображающие сцены из даосистских мифов. Новые рисунки не повторяют сюжеты и героев старых фресок. Кроме того, они написаны в другой манере и выглядят ярче и проще, чем оригинальная роспись храма.
Фрески Сикстинской капеллы, 1508-1512 гг.
Реставрация фресок в Сикстинской капелле была одной из самых обширных реставрационных работ XX века — она проводилась 19 лет.
Стены и особенно потолок капеллы были очищены от свечной копоти и накопившейся с годами грязи. Эта реставрация оказала глубокое влияние на искусствоведов и историков, поскольку выявила цвета и детали, которые не были видны на протяжении веков.
Но многие считают, что ее результат не самый удачный. Когда мастера отчищали сажу, они затронули верхний слой фресок с исправлениями самого автора — Микеланджело. В результате некоторые из героев фресок потеряли глубину, тени и даже детали, например, глаза.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», XVI в.
Картину Леонардо да Винчи довольно часто реставрировали. После очередной реставрации в 2012 году она приобрела непривычно яркие цвета.
По мнению некоторых экспертов, это противоречит видению да Винчи. Если раньше на картине преобладали темные оттенки, то после реставрации она стала ярче, будто действие происходит в солнечный день.
Древние мозаики в Турции, II век до н.э
Провинция Хатай в Турции славится древнеримскими памятниками архитектуры, богато украшенными мозаиками.
Реставрация, проведенная в 2015 году, вызвала скандал — более 10 бесценных фрагментов мозаики были испорчены и превратились в карикатуру на оригинал.
Среди повреждений было в том числе всемирно известное Жертвоприношение Исаака и изображение мифического героя Нарцисса.
Стоит отметить, что случаи неудачного восстановления произведений искусства — редкое явление в живописи, но частое в архитектуре и скульптуре. Чего только стоит реставрация зданий Санкт-Петербурга и Москва, порой утрачивающих свои первоначальные детали.
Тем не менее, примеры качественной реставрации, иногда не только восстанавливающей первоначальный вид предмета, но открывающей его тайны, неизвестные детали, тоже встречаются часто.⠀
Статья подготовлена с использованием материалов Big Picture, Энтазис
Re ©