Отрывок из книги Полы Полк Лиллиард «Монтессори — современный подход».
После установления внутренней координации благодаря способности ребенка к длительному вниманию и сосредоточению раскрывается четвертый психический принцип, связанный с волей. «Развитие воли — это медленный процесс, развивающийся через непрерывную деятельность во взаимоотношениях с окружающей средой». Ребенок выбирает задачу и затем должен тормозить свои побуждения к посторонним движениям. Через это приспособление к границам избранной задачи постепенно развивается внутреннее формирование воли. Таким образом, решение и действие являются основой для развития воли. Лекции о том, что должен делать ребенок, бесполезны, поскольку они не предполагают решения или действия. Точно так же это не нравственное видение, а внутреннее образование, вырабатываемое благодаря упражнениям воли, которая дает силу контролировать свои действия. Так как традиционное обучение сурово ограничивает возможности ребенка для выбора и действия, Монтессори считала, что это «не только лишает ребенка всякой возможности использовать свою волю, но прямо препятствует и подавляет ее выражение».
Монтессори наблюдала три стадии развития воли ребенка. Сначала ребенок начинает повторять действие. Это повторение происходит после того, как его внимание было поляризовано, и он достиг определенной степени концентрации в одном из упражнений. Ребенок может повторять цикл упражнений много раз с очевидным удовлетворением. Это «достижение, каким бы тривиальным оно ни было для взрослого, дает ребенку ощущение силы и независимости». Если взрослые упорно прерывают ребенка во время этого цикла повторения, его уверенность в себе и способность настойчиво выполнять задание оказываются под серьезной угрозой. Постоянные помехи в это время так расстраивают ребенка, что Монтессори чувствовала, что это заставляет его жить в состоянии, «похожем на постоянный кошмар».
Достигнув самостоятельности и власти над собственными движениями, ребенок переходит на вторую стадию развития воли, где он начинает спонтанно избирать самодисциплину как образ жизни. Он делает этот выбор для собственного освобождения как личности. Это отправная точка, а не конец, который ведет его к самопознанию и самообладанию. Это состояние, характеризующееся активностью, а не неподвижностью, которую в традиционной школе часто называют «дисциплиной». На этом этапе ребенок творчески использует свои способности, берет на себя ответственность за свои действия и подчиняется ограничениям реальности.
Достигнув самодисциплины, ребенок достигает третьей стадии развития воли, включающей способность подчиняться. Эта сила является естественным явлением и «проявляется спонтанно и неожиданно в конце длительного процесса созревания».
Феномен послушания, пожалуй, самый трудный аспект философии Монтессори для современных американцев, чтобы понять или принять его. Предположение, что дети могут естественным образом развить послушание своему учителю, вызывает страх, что они могут стать зависимыми рабами мира взрослых и статус-кво. Это происходит отчасти потому, что западная мысль обычно рассматривает волю и послушание как две отдельные ценности или силы. Это результат образовательной практики прошлого, которая заключалась в подавлении воли ребенка, чтобы ее можно было заменить волей учителя. Таким образом, путем слома воли ребенка добивались его беспрекословного подчинения. Монтессори, напротив, рассматривала послушание и волю как неотъемлемые части одного и того же явления, происходящего как заключительный этап в развитии воли.
Чтобы следовать этому мышлению, необходимо понять источник воли в философии Монтессори. Воля понимается не как самостоятельная сила, а как исходящая от великой универсальной силы или «хорме». Хорме определяется как жизненная энергия или побуждение к целенаправленной деятельности.
Эта универсальная сила не является физической, а является силой самой жизни в процессе эволюции. Она непреодолимо толкает каждую форму жизни к эволюции, и от неё исходят импульсы к действию. Но эволюция не происходит случайным образом, а управляется фиксированными законами, и если жизнь человека является выражением этой силы, его поведение должно формироваться ею.
В жизни маленького ребенка, как только он совершает действие обдуманно, по своей воле, эта сила начинает входить в его сознание. То, что мы называем его волей, начало развиваться, и этот процесс продолжается впредь, но только благодаря опыту. Следовательно, мы начинаем думать о воле не как о чем-то врожденном, а как о чем-то, что должно быть развито, и, поскольку она есть часть природы, это развитие может происходить только по законам природы... развитие представляет собой медленный процесс, который развивается посредством непрерывной деятельности во взаимоотношениях с окружающей средой.
Когда достигается последняя стадия этого развития, появляется покорность силам жизни, и именно эта покорность делает возможным продолжение жизни человека и общества.
Тогда воля и послушание идут рука об руку, поскольку воля есть первичная основа в порядке развития, а послушание есть более поздняя стадия, покоящаяся на этой основе. . . . В самом деле, если бы человеческая душа не обладала этим качеством, если бы люди никогда не приобрели в какой-либо форме эволюционного процесса эту способность к повиновению, социальная жизнь была бы невозможна.
Монтессори не обсуждает здесь слепое послушание, которое было столь значительной частью нашей современной культуры и которое привело к такому ужасу и разрушению.
Достаточно самого поверхностного взгляда на происходящее в мире, чтобы показать нам, насколько люди послушны. Такого рода повиновение является истинной причиной того, почему огромные массы людей так легко могут быть брошены на погибель. Это неконтролируемая форма повиновения - повиновения, которое ведет к гибели целые народы. В нашем мире нет недостатка в послушании; наоборот! ... Что, к сожалению, отсутствует, так это контроль над послушанием.
Контроль над послушанием зиждется на двух условиях: на полном развитии послушания через несколько его стадий и на достижении конечной ступени в развитии воли. Послушание развивается поэтапно, как и другие человеческие качества.
Сначала оно диктуется в чистом виде импульсом, исходящим от хорме, затем поднимается до уровня сознания, а затем продолжает развиваться, этап за этапом, пока не попадет под контроль сознательной воли.
Эта сознательная воля, если она развилась в естественных условиях, не может привести к деструктивным действиям, потому что она имеет своим источником жизненные силы: реальные факты ситуации таковы, что воля не ведет к беспорядку и насилию. Это признаки эмоционального расстройства и страдания. При надлежащих условиях воля есть сила, побуждающая к деятельности, полезной для жизни.
Природа возлагает на ребенка задачу взросления, а его воля ведет его к прогрессу и развитию своих сил.
Когда философия Монтессори говорит о послушании, она имеет в виду естественную характеристику человека. Эта естественная характеристика должна быть развита в контролируемое или разумное послушание, сотрудничество с силами жизни и природы, от которых зависит выживание человеческой жизни и общества.
При надлежащих условиях воля есть сила, побуждающая к деятельности, полезной для жизни.
Перепечатано из книги «Монтессори — современный подход» Паулы Полк Лиллиард с разрешения Schocken Books, Inc., права принадлежат с 1972 г. издательству Schocken Books.
Перевод с английского В. Носенко для Montessori School of Moscow
Наш телеграмм-канал: https://t.me/mosmontessori