Начнем с самого важного – водитель.
И если вы водите легковой автомобиль, то поздравляю – можете смело идти за прицепом. Поскольку вес капелек крайне редко превышает 750 килограмм, то для их буксировки, согласно 25 статье Закона о безопасности дорожного движения, достаточно самой базовой категории «B», которая есть буквально у всех, кто закончил автошколу.
Откровенно говоря, для большого жилого прицепа тоже не нужна какая-то особая категория, если масса вашей машины с этим прицепом не превышает 3,5 тонны. Но тут уже можно промахнуться. Например, если у вас большой внедорожник или пикап на 2,5+ тонны, то дом на колесах легко приведет к проблемам с законом, ибо их вес часто зашкаливает за 1000 кг.
Дом на колесах на базе маленького грузовичка так же не потребует от вас особой категории в водительском удостоверении, так как производители стараются удержать вес в пределах 3-3,5 тонн (не говорим о каких-то безумных штуках, типа Earth roamer, КАМАЗ 43118 или Mercedes Actros 8х8).
Машина.
Фаркопы с некоторых пор стали больным вопросом, ведь это страшно опасное внесение изменения в конструкцию автомобиля, которое нельзя, но если то же самое установлено «с завода», то внезапно можно.
И да, идеальный вариант - когда фаркоп на вашем автомобиле есть сразу, и установлен на заводе. Чуть менее идеальный, но вполне допустимый вариант – если ваш автомобиль предназначен для оборудования фаркопом, и остается купить комплект железок, розетки с проводами и все это установить. Никакой регистрации не нужно, о чем нам говорит 77й пункт Технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств.
Но в этом случае, вам с собой надо иметь сертификат соответствия на фаркоп, в котором написано, что он предназначен для вашего автомобиля. Нормальные производители этот сертификат вкладывают прямо в коробку с изделием, и проблем с законом быть не должно.
В случае «внесения изменений в конструкцию транспортного средства» в виде установки не предусмотренного конструкцией фаркопа, необходима его регистрация в ГИБДД.
Тема это сложная и мутная, урегулированная ГОСТ 33995-2016, и требует раздобыть заключение технической экспертизы, протокол технической экспертизы, приговор технической экспертизы, заговор технической экспертизы, выписку со 137 листа 5 тома большой советской энциклопедии, свидетельство о регистрации регистрационных данных регистратора, кроличью лапку, кровь летучей мыши, набор цветных карандашей и что-то еще непонятное.
Сам прицеп.
Все серьезные производители капелек в РФ регистрируют свои изделия правильно, и в паспортах технических средств у них написано «жилой прицеп».
Было бы странно, если бы у нас не придумали полностью законный способ обойти это условия для кустарных конструкций.
Называется он «вставка» и работает так: юридически, вы буксируете обычный прицеп и везете на нем груз – жилой модуль, который закреплен для буксировки. Фактически, у вас обычный прицеп, в кузов которого установлен груз, то есть жилой модуль. Все честно.
Соответственно, жилой модуль при возможности снимается, а прицепом можно пользоваться для перевозки грузов. Никакие дополнительные документы, или регистрация переоборудования для этого не нужны. Более подробно на «вставках» я остановлюсь, когда буду писать о видах и особенностях прицепов-капель.
Разбор юридических вопросов мы продолжим в следующий раз, а сейчас
Всем удачи и до следующих встреч!