«Автор, напишите, пожалуйста, побольше статей на тему попросить помощи не равно ябедничество. У многих этот миф про ябедничество в подкорку вбит», — попросили меня под одним из предыдущих постов. Тема интересная. И, кстати, в уроках своей Академии, когда я говорю с детьми об обращении за помощью, я отвечаю и на вопрос «а если меня назовут ябедой?», и провожу четкий водораздел между ябедничать и просить о помощи.
Ябедничать — рассказывать, что кто-то плохо себя ведет. Ябедничают, чтобы «насолить» человеку или чтобы его наказали.
Просить о помощи — это просить о помощи. Просят о помощи, когда хотят защитить себя.
Это по сути. Но проблема в том, что дети очень часто не могут попросить о помощи так, чтобы взрослые их верно поняли, детские просьбы часто звучат именно как ябедническое «а Оля обзывается».
И здесь наша задача, задача взрослых, в следующем:
— во-первых, разобраться, что ребенок хочет — чтобы мы «наругали Олю» или пресекли вербальное нападение одного ребенка на другого (а также не дали детскому конфликту перерасти в травлю и вообще показали детям, как можно разрешать столкновение интересов и недопонимание словами);
— во-вторых, научить детей верно формулировать просьбы о помощи.
Давайте разбираться, как я обычно это делаю в своих уроках для детей, на примерах.
Этот пример я привожу его чаще всего. Потому что это обычная, с большому сожалению, школьная история. И разрешить ее можно только через вмешательство взрослых (педагогов, охраны). На этом примере я разъясняю, как лучше всего формулировать запрос на помощь, чтобы взрослые его услышали.
Дети в раздевалке пинают чью-то вещь. Хозяин вещи просит отдать, просит перестать, но все в азарте, издевательства продолжаются. Как ребенок может обратиться за помощью, чтобы получить ее?
а) сразу сказать, что нужна помощь,
б) обрисовать кратко ситуацию,
в) сказать, что сделал для защиты себя,
г) повторить просьбу о помощи.
То есть фраза, обращенная к учителю, может звучать так: «Ольга Александровна, мне нужна помощь! Ребята в раздевалке отобрали мою куртку и пинают ее. А просил перестать, не помогло. Помогите мне, пожалуйста, вернуть куртку!»
Если помощь нужна другому ребенку, действуем точно так же: с Олей случилось то-то, пытались решить проблему так-то, не получилось, моя позиция такая-то («я сказала, что в таком не участвую»), нужна ваша помощь.
Это важно, — обращаясь к взрослым, говорить прямо, что вам или кому-то нужна помощь. Если ребенок скажет просто «там ребята в раздевалке балуются», ему в самом деле могут ответить «не ябедничай».
Второй пример — ситуация, произошедшая с моей дочерью. Этот пример я люблю за то, что в нем я не вмешалась напрямую в ситуацию, а подсказала дочке, как может действовать она сама, но если не поможет, то, конечно, вмешаюсь (ребенок должен быть уверен, что получит защиту, если она ему понадобится).
Когда Соня училась в первом классе, ее одноклассница все время коверкала ее фамилию. Разумеется, это было неприятно. Соня пришла с этим ко мне.
Я сказала Соне что-то вроде этого (дословно уже не помню): «Понимаю, неприятная история. Я могу вмешаться. Но давай попробуем сделать так: когда та девочка снова исковеркает твою фамилию, скажи «Моя фамилия Бочкова! Говори, пожалуйста, правильно!»
Дочка так и сделала. Это помогло.
А если бы не помогло, то я бы, вероятно, пошла к учительнице, обрисовала ситуацию в личной беседе (не при других людях), сказала бы, что дети пытались сами разобраться с ситуацией таким-то образом, это не помогло, нужна ваша помощь.
То есть я бы не пошла жаловаться на девочку, которая обижает мою дочь, и требовать разобраться, наказать, воздействовать и т.п. Я бы обрисовала ситуацию, рассказала о принятых детьми мерах и прямо попросила бы вмешаться.
То есть снова и снова — при обращении за помощью говорим прямо, что нужна помощь.
Вообще темы и ябедничества, и обращения за помощью почти неисчерпаемы. Например, можно поговорить о том, почему многие взрослые не очень одобрительно относятся к тому, что дети идут к ним со своими бедами (...) Или о том, почему ориентировать детей на взрослых и учить детей обращаться за помощью (и как именно обращаться) — это вопрос культуры безопасности. Или о том, как оказывать ребенку помощь (когда достаточно подсказать верную фразу, а когда нужно обращаться в администрацию школы или даже в правоохранительные органы). Или почему подход «дети сами разберутся» не работает. Можно привести больше примеров из детской жизни, чтобы дать вам модели поведения в них (например, знаете ли вы, что делать, если у ребенка спрятали куда-то рюкзак или стащили с парты книгу?).
По возможности я буду возвращаться к этим темам. А сегодня я постаралась разъяснить вам, почему обращение за помощью не равно ябедничество. Разница в цели и в формулировках.
Если мое объяснение было вам полезным, поставьте лайк статье, чтобы дзен показал статью как можно большему количеству родителей и педагогов.