Всемирно известный врач-гомеопат Карл Карлович Боянус поселился с семьей в Самарской губернии в 1885-м году. Его мировой славе предшествовало раннее сиротство и нужда – но благодаря терпению и незаурядным способностям Карл смог поступить на медицинский факультет Московского университета и успешно его окончить.
Почти всю жизнь работал лечащим врачом, активно занимался фармакологией, написал и издал книгу «Гомеопатия в России», был почетным членом Санкт-Петербургского общества врачей-гомеопатов , членом-корреспондентом Американского гомеопатического центра и представлял Россию на Всемирном гомеопатическом конгрессе в Чикаго.
Похоронив первую жену, в 47 лет, женился вторично на Ольге Семеновне Давыдовой – кстати, бывшей невестке поэта и героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова. Ее отец, гвардейский офицер Семен Семенович Хлюстин, получивший образование в Оксфорде и долгие годы живший в Англии, по возвращении поселившийся в родовом имении в Калужской губернии по соседству с имением Гончаровых – был другом А.С. Пушкина. Выйдя замуж за К.К. Боянуса, Ольга Семеновна стала участницей его многотрудной научной деятельности – переводчицей (знала четыре языка), переписчицей и главной помощницей.
В начале 1880-х Карл Боянус решил оставить свою широкую медицинскую практику и поселиться в загородном поместье. Выбор пал на имение «Ключи» в нынешнем Кинель-Черкасском районе возле города Отрадного. В 1885-м году земли и строения по закладной были выкуплены, большая семья новых владельцев окончательно переехала в Ключи и принялась за обустройство в имении образцового хозяйства.
Перед домом в пойме реки разбили парковый ансамбль, заложили три фруктовых сада, построили водокачку, снабжавшую водой все село, завели породистых лошадей и коров, построили молокозавод.
Надо сказать, лошади с конезавода семьи Боянус славились далеко за пределами Самарской губернии. Занималась разведением породистых скакунов – выездных, с родословными – средняя дочь Боянусов Любовь Карловна. Сама выезжала на международные смотры и соревнования, из Англии привозила медали. Старожилы Ключей долго вспоминали, как она скакала верхом в амазонке и с маленькой собачкой...
Именно Любовь Карловна, проживавшая с родителями, после смерти отца в 1897-м году взяла управление имением и всеми делами в свои руки. Она же выстроила в Самаре и семейный особняк Боянусов на перекрестке улиц Успенской (Комсомольской) и Дворянской (Куйбышева).
Усадебное место состояло из трех отдельных домовладений с разновременными строениями. На выходящем на перекресток участке семья мещан Потехиных еще в 1868-м году выстроила двухэтажный каменный дом, в 1902- году перешедший в собственность Г.П. Вырыпаева. На соседних усадьбах Яковлевых и Александровых стояли каменные флигели. К 1904-му году владелицей всех трех усадеб стала Любовь Карловна Боянус, а к 1905-му существующие строения были объединены в большое угловое здание.
Особняк сохранил трехчастную композицию – на перекресток выходит центральный объем со скошенным углом, боковые части обращены в сторону улиц Куйбышева и Комсомольской. Общий облик решен в стиле кирпичной эклектики с чертами итальянского неоренессанса.
Главные фасады асимметричны, первый этаж выглядит массивным за счет отделенного карнизным поясом высокого цоколя, оформленных «дощатым» рустом стен и лучковых оконных проемов с клинчатым «кирпичным» рустом. Со стороны ул. Куйбышева размещены входы в жилые помещения, в угловой части – в торговые. Со стороны ул. Комсомольской находится проездная арка во двор с лучковой перемычкой и еще один вход в жилые помещения.
Второй этаж – в духе средиземноморского палаццо – трактован как парадный. Широкие оконные проемы с полуциркульными перемычками оформлены опирающимися на трехчетвертные колонны профилированными архивольтами с замковым камнем, узкие простенки заполняют рустованные пилястры. Угловую часть акцентирует балкон с остекленным арочным дверным проемом, опирающийся на массивные фигурные кронштейны. Надстроенные уже в советский период третий и четвертый (в угловой части) этажи в «облегченном варианте» повторяют основное решение фасадов, угловой объем завершают две прямые аттиковые стенки.
Дом использовался в качестве доходного, одну из квартир занимал служивший в Самаре чиновником брат Любови Карловны Александр. Бурный 1917-й разом опрокинул налаженную жизнь семьи. Под лозунгом «грабь награбленное!» революционные активисты первым делом разгромили имение Боянусов. Имущество было полностью расхищено, породистые кони без должного ухода погибли.
Любовь Карловна, просившая «победителей» только о сохранении жизни, уехала в Самару, где еще оставался семейный дом. Особняк в 1919-м году был так же национализирован, Любовь Боянус вскоре после этого умерла. Известно, что ее младшая сестра Вера еще до революции приняла монашеский постриг с именем Нина и со временем дослужилась до сана игуменьи. В «богоборческие» времена, после закрытия монастыря, вернулась в родные края, получила медицинское образование и стала детским врачом.
В национализированном доме Боянусов с 1930-х на первом этаже работали хлебный, бакалейный и вино-гастрономический магазины. В подъездах до сих пор сохранились кованые лестничные ограждения и разноцветные плиточные полы.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете