Из пункта A в пункт B выехал велосипедист. Одновременно навстречу ему вышел пешеход. После их встречи велосипедист повернул обратно, а пешеход продолжил свой путь. Велосипедист вернулся в пункт A на 30 минут раньше, при этом его скорость была в 5 раз больше скорости пешехода. Сколько времени затратил пешеход на путь из A в B?
Ну что? У многих в школе были тройки по математике?
А вот другая задача. На сколько мне нужно завести будильник, чтобы проснувшись на Мосфильмовской, успеть собраться, проводить ребенка в садик, сесть на автобус, проехаться в метро, в Новогиреево расщедриться на такси и успеть на завод в Балашиху ровно в девять?
Решить вторую задачку мне значительно легче. Да что там - мы способны даже прикинуть в уме время, когда выехать из дома, чтобы успеть в аэропорт. Хотя ездим туда редко, а неизвестных переменных - пробки, дождь, ожидание такси - значительно больше.
Потому что наш мозг создан для решения задач с широкой степенью неопределенности. Мы способны быстро находить примерно правильные ответы.
А начиная со школы нас приучают решать задачи со строго определенным контекстом. Для которых существует однозначное решение, записанное в конце учебника.
И эта логика переносится в мир бизнеса. Во главу угла ставятся точные цифры, на основании которых следует принять решение. Определяются критерии выбора подрядчика, считается NPV.
Только часто мы заранее знаем, какой подрядчик или сценарий развития нам нравится. В результате подгоняются баллы, подтасовываются предпосылки - чтобы обосновать понравившееся решение.
Не стоит тратить время на поиски единственного правильного ответа. Он есть только в учебниках. Ищите примерно правильное решение.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнесамой телеграм-канал с самыми актуальными постами: https://t.me/marketpsyподкаст: https://nmolchanov.mave.digital/Моя книга "Человек покупающий и продающий" - лучшая деловая книга 2022 года в России по версии PWC.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Wildberries, Litres, книжный магазин за углом и торренты