- Саш, ну, может, хватит фотографировать? Подумаешь, половодье, – Сергею уже порядком поднадоело созерцать разлившийся Дон. – Пошли домой!
- Ты смотри, это же стихия! - у Сашки захватывало дух. – Вся Набережная в воде, к домам скоро подойдет.
- Я замерз уже. И завтра проект сдавать! Ну, пойдем уже домой.
У Сани запиликал телефон:
- Саш, ты где? – взволнованный голос мамы, казалось, вырывался наружу из смартфона.
- Мам! Ну, ты представляешь, Дон залил всю набережную! И вода все поднимается!
- Сынок! Я рада, что тебе это нравится, но не забывай, что тебе завтра на занятия в техникум. А время уже позднее. Давай , домой!
- Вот в-вид-дишь, и м-мама волнуется, - Сергей заикался. Он заикался всегда, но это фактор никогда его особенно не сдерживал в эмоциях. – Пошли домой, Саш. П-поздно уже.
Сашка, не переставая, все делал и делал снимки на свой крутой телефон. Когда еще увидишь такую красоту, когда тихий Батька Дон вдруг становится крутым и независимым, заливая все вокруг.
- Ну, сейчас, еще немного! Ну, интересно же!
- С-согласен, интересно…Ну, завтра, защита проекта, - не соглашался Сергей.
Саня и Сергей были двоюродными братьями. Разница в возрасте была всего 2 года и восемь месяцев. Ну, ерунда же. Они дружили крепче родных. Вместе и на тренировки, и погулять. Вот, как сейчас. Весь город гудит: Дон разливается…Как такое пропустить?
- Понимаю, никак…Ну, у меня завтра защита проекта…
- Ну, ладно, пошли домой… Уже совсем стемнело.
Городских автобусов , конечно, уже не было. Да и вообще не понятно, бывают ли они вообще. Такси вызвать не за что. А вот пройтись пешком по весеннему городу самый – то! Одно удовольствие!
Они шли не торопясь, наслаждаясь весной, свежим ветром, одуряющим запахом набухших почек. Санек говорил о том, что впереди армия, а что потом? Сережка вздыхал, предчувствуя скорую разлуку с братом и предстоящие экзамены в девятом классе. И после девятого нужно определиться – куда?
Луна светила так ярко, что они не заметили, как погасли фонари. Город в лунном свете стал каким-то призрачным, но все равно очень красивым…
Вдруг тишину разорвал сигнал тревоги, который доносился из репродукторов.
- Я не з-з-нал, что на столбах повесили громкоговорители, - проговорил Сергей.
- Внимание! Внимание! – взволнованный голос диктора вещал в ночной тиши очень тревожно. – просим всех выйти на Петровскую площадь. Дон и Осередь вышли из берегов. Нужна помощь! Все, кто в состоянии, просим выйти с граблями и лопатами, чтобы не дать затопить наш город.
- Ничего себе! – прошептал Санек. – А ты говоришь, проект, проект…Город под угрозой затопления.
Они были уже почти на Петровской помощи, когда вокруг закипело движение. Люди с граблями, ведрами, лопатами устремились на Петровскую площадь.
- Сереж, бежим! – Санек сорвался на бег. – Город затапливает. Дон вышел из берегов. Осередь заливает Петровскую площадь.
Сереге не надо было объяснять, он и так видел, как Осередь залила все вокруг. Значит, пока они шли по городу, водная стихия вышла из-под контроля. И вот оно – время икс, как говорят..
Народу все прибывало. В темноте они действовали быстро и без суеты. Откуда не возьмись появились военные полуторки с песком. Люди организованно и слаженно сбрасывали песок посредине проспекта Революции, преграждая путь воде, стремительно заливающей Петровскую площадь. Жители города были подняты по тревоге. Всех призывали срочно, немедленно явиться на Петровскую площадь. Весенняя вода прибывала с необычной быстротой. Уже вся Петровская площадь была залита водой, которая собиралась вот-вот хлынуть в центр города. На телегах, на носилках, ведрами собравшиеся жители стали доставлять грунт и делать земляную насыпь над домами и поперек проспекта Революции. Высота ее доходила до полутора метров. Чтобы волны не размывали грунт, насыпь со стороны половодья была выложена мешками с землей. Уровень весеннего паводка в Дону поднялся до отметки 10 метров 38 сантиметров. И если бы не насыпь, то, возможно, Павловск пережил бы снова такое же бедствие, как весной 1728 года.
Саня с Серегой присоединились к бригаде, споро насыпающей песок в мешки и укладывающей посредине проспекта. Из мешков прибывающая вода песок не могла вымыть. Люди выкладывали песчаную преграду для полой воды, и она росла не по часам , а по минутам. Вода прибывала стремительно.
- Ничего с-себе! – время от времени удивлялся Сергей. А Санек все пытался между делом делать снимки на свой мобильный.
Сигнал тревоги из репродуктора и радиоприемников, установленных в домах павловчан, не прекращался. Люди работали организованно и слаженно. Без паники. Песчаная преграда выросла до полутора метров.
- Главное, не допустить слияния Осереди с Тамбовским озером, тогда, все, не удержим! – мужик в кепке, руководящий работами, оказался рядом с ребятами. – Давай, хлопцы, поднажми!
- А что? Так может б-быть? – Серега не мог поверить.
- Может, хлопчик, может. Уровень воды в Дону превысил уже 10 метров!
- Ничего себе! – присвистнул Саня. – Да так было лишь в 1942 году!
- А сейчас какой? – насторожился мужик в кепке. – Шутить изволили?
- Изволили…- Саня растерялся. – Серега, ты что-нибудь понимаешь?
- Понимаю, что нужно торопиться…Давай, бери мешок, погнали!
На Петровской площади появились лодки. Люди в лодках заплывали во дворы и будили хозяев…Многие спали, не подозревая, что дома их находятся не на суше, а в разбушевавшейся стихии.
Мимо проплыли ребята лет восемнадцати:
- Мы сняли ребенка с крыши. Он там один был. Куда его?
Мужик в кепке скомандовал :
- Давай в отдел милиции. Там разберемся!
Саня с Серегой работали вместе со всеми, не покладая рук, спасая город. Перед рассветом мокрые, грязные, усталые, они вместе с другими горожанами могли точно сказать, что город спасен.
Военные еще суетились, подвозя грунт, а гражданское население было принято решение отправить на отдых. Но не расслабляться. На всякий случай. Саня и Сергей умылись полой водой, охлаждая свои разгоряченные лица:
- Сань, нам пора домой! – твердо сказал Сергей.
- Идем! – Санька был краток. Они поднялись к бывшей мельнице, ярко освещенной огнями уличных фонарей. – Надо позвонить домой.
- Мам! – мы идем! – Саня был краток.
Я жду, - отозвалось в трубке. – Вода поднимается. Не задерживайтесь!
- Мы ее задержали! – Санька устало вздохнул. – Скоро будем.
Дома он сбросил снимки весеннего Дона и половодья на компьютер. Начал просматривать и с удивлением заметил, что ни одного снимка с Петровской площади не получилось. Да, собственно, и снимать-то некогда было. Надо было город спасать… И спасли ведь. Хотя как понять, почему тот мужик в кепке намекнул на сорок второй год…когда на дворе 2023…?
Стать курьером-партнёром Яндекс.Еды и получать ежедневные/еженедельные выплаты в размере до 3400р/день очень просто
Официальное оформление
свободное расписание, самостоятельный выбор слотов для доставки
слот (*временной промежуток, в который кандидат выполняет доставку)
Стать курьером-партнёром можно по этой ссылке:
https://reg.eda.yandex.ru/?advertisement_campaign=forms_for_agents&user_invite_code=9cfa553c16fa41e9ace1f61ea9d37481
Дорогие друзья! Хотите верьте, хотите проверьте! Но так точно было в далеком 1942 году, когда вода в Дону поднялась на 10 метров 38 сантиметров. И уже через два-три месяца полноводный Дон станет непреодолимой преградой для фашистских полчищ, став линией фронта на долгие полгода.
Жду ваших отзывов и комментариев. Всегда рада новым подписчикам. С уважением и признательностью, Ваша Зоя Баркалова.
-