Молодого охотника Шамала искали три дня. Уже отчаялись. Думали медведь задрал или стая косматых черных волков повстречалась на узкой лесной тропе.
На закате вооруженные луками и длинными ножами люди вышли на берег незнакомой реки и увидели пропажу. Совершенно обнаженный юноша лежал на песчаном берегу и все тело его было обмазано грязью.
Захлопотали смелые охотники вокруг друга, били его по щекам, слушали сердце, стучали кулаками в крепкую грудь. Открыл Шамал глаза, ожил. Завернули его охотники в свои меховые накидки и понесли в селение.
В своем жилище Шамал никого не узнал. Мать и отца назвал чужаками, а молодую красавицу-жену прогнал. Знахарь племени читал над охотником могучие заклятия, пытаясь вернуть тому разум. Друзья и соседи приносили в жертвы богам лесных зайцев, насаживая их головы на ветвистые оленьи рога, прибитые над входом дома Шамала.
Шли дни, и молодой охотник опомнился.
Снова стал с уважением обращаться с родителями, сходил к родне красавицы-жены Айталы, и вернул ее.
Стали люди его расспрашивать, что же произошло в лесу? Почему он пропал, и как оказался без одежды на берегу далекой речки.
Шамал отмалчивался, морщил лоб, и память показывала ему образы страшной ночи. Охотник заговорил:
— Я гнался за молодым кабаном, когда луна показалась над верхушками деревьев. Тот кабан был не простой. Когда я его терял, то он останавливался и хрюкал, а после с новой силой мчался среди кустов и елей. Потом я выскочил на поляну, которую раньше не видел. Там росли две рябины, что сплетались кронами. Кабан проскочил между ними и исчез!
Охотники начали переглядываться. Шамал быстрый и зоркий, он не мог потерять кабана в чистом поле. Уж не злобный ли дух Тарши играл со своим преследователем?
Шамал продолжил рассказ:
— Я шагнул между рябинами и вышел на берег реки. Там я увидел себя, стоящим по пояс в воде. Вокруг плавало много рыбы, но тот я ее не ловил. Рыбы отрывали куски мяса от его тела. Я забежал в воду и вытащил изъеденного себя на берег. Мои кости торчали из разорванной плоти. Тогда другой я сказал: "Залепи мои раны грязью и ложись рядом". Я скреб песок и глину ногтями, клал ее на тело и размазывал, создавая новую плоть. Потом он велел вырезать его сердце, слепить новое из грязи и вложить в грудь. Больше я ничего не помню.
Дивились люди рассказу Шамала, но и не верить повода не было. Тарши коварен. Если он пустил в свой мир охотника, то значит, скоро что-то произойдет. И оно будет злое.
Но дни сменялись ночами. Луна росла и умирала, а беда не приходила. Успокоились люди.
Шамал снова ходил один на охоту и приносил богатую добычу. Однажды он позвал с собой жену Айталу:
— Будешь мясо вялить и коптить, что я добуду. Потом вместе его принесем.
Согласилась Айтала и отправилась в лес следом за мужем. Шли они знакомыми тропами, проверенными приметами путь отмечая и вышли на поляну с двумя рябинами. Вспомнила молодая женщина рассказ Шамала и испугалась. А муж ее руку крепко держит и тянет в проход между деревцами:
— Идем. Мне нужна моя жена, а не ты.
Зашвырнул он Айталу в рябиновую арку и сам следом шагнул. Река, как и прежде, кишела рыбой. Взял Шамал тяжелый камень и ударил жену по голове. Разложил ее тело на берегу, достал нож и стал отрезать куски мяса с ног, рук, с девичьего тела. Потом вырезал сердце и бросил его рыбам.
Из прибрежной грязи молодой охотник начал лепить новое тело для Айталы. Сначала он сделал ей крепкие ноги и ловкие руки, потом укрыл голые ребра песком и глиной. В грудь вложил новое сердце из прибрежной грязи.
Шамал смотрел на свою работу и слушал шепот ветра в деревьях. То был голос злого духа Тарши. Он хотел вернуться в мир живых людей, и как в древние времена пожирать их души.
Взял тогда Шамал ком глины, вылепил маленького человечка и вложил его в живот Айталы. Сама собой сомкнулась грязь на мертвом животе, и новая Айтала открыла глаза.
— Пора идти домой, — сказала она мужу, — скоро наше дитя родится.
Стали они пятиться задом от рыбной реки и вышли через рябиновый свод на поляну.
В эту же ночь в доме Шамала раздался детский крик. Все, кто его слышал, упали замертво и больше не встали.
Только старый знахарь бежал через лес и кричал:
— Тарши вернулся! Спасайтесь!
Те, кто встречал его, спрашивали:
— Как мог злой дух вырваться из своего мира?
Знахарь на это отвечал:
— В людских сердцах завелось много грязи, они привели его. Спасайтесь!
Читайте на канале: Брусничный морок, Опустевшая могила (мистика)