Найти тему
Записки москвитянина

ОН НЕ ВАШ!

РУССКИЙ ПАТРИОТ ЛЕОНИД БЫКОВ

Сегодня натолкнулся вечером на фильм «Аты-баты, шли солдаты» - советский художественный фильм, последняя режиссёрская работа Леонида Быкова и его последняя, не лучшая роль в кино. Но всё-таки фильм занял 7-е место в прокате 1977 года — 35 800 000 зрителей. Ого!

Вспомнил, как недавно небезызвестный Алексей Арестович, которого стали меньше показывать по ТВ, вдруг сравнил в Телеграме Леонида Быкова с расстрелянным всушником (?). Оба, мол, являются символами сопротивления фашизму. При этом зачем-то назвал Быкова украинским актером.

С чего это вдруг? Да, родился и работал в своё время в границах Советской Украины. И что? Своим родным городом Леонид Быков считал Краматорск, куда в 1929-ом вместе с ним, годовалым, переехали его родители из донецкой Знаменки. Краматорск пока у ВСУ – не отбит…

В школе учился на русском. А еще участвовал в городской самодеятельности. Затем Леонида позвало к Быков себе небо. Однако в летные училища Барнаула и Ленинграда низкорослого паренька не приняли. Тогда "метр с кепкой" решил податься "в артисты". И цели добился: срезавшись в Киеве, покорил приемную комиссию Харьковского театрального института. В 1951 году артист Быков был зачислен в труппу Харьковского драматического театра им. Т. Шевченко.

С третьего курса Быков играл небольшие роли в Харьковском театре им. Шевченко, на сцене которого и состоялся как артист после окончания театрального института. Первый же спектакль с его участием был показан на фестивале в Москве, и Быкова пригласили сниматься в кино. Взлет оказался стремительным: на четвертом курсе он уже был самым популярным парнем в институте.

«Ленфильм» давно заприметил обаятельного актера с неистребимым украинским говором. После почти десятилетней службы на харьковской сцене Леонид Быков оставляет раздираемый интригами и обескровленный уходом лучших актеров театр.

Ленинград сразу же признал Быкова своим. «Максим Перепелица», «Укротительница тигров», «Осторожно, бабушка!», «Чужая родня», «Дорогой мой человек» – все эти картины вышли именно на «Ленфильме» и принесли Леониду Быкову всесоюзную славу. Его вместе с Тамарой приглашают в штат «Ленфильма» и сразу же вручают ключи от просторной трехкомнатной квартиры в лучшем районе города, на набережной Мартынова.

Вот как пестовали таланты!

А вот когда он в 1966 году, уже в звании заслуженного артиста РСФСР, переехал в Киев, на поддержку "родных стен" не пришлось рассчитывать...

Руководство студии им. А. Довженко встретило его враждебно: «Понаехали тут гении...». Перекрыли кислород Быкову сразу - в течение нескольких лет не дали сниматься вообще. Впрочем, в таком же положении находились и другие известные мастера, выступавшие против царивших на студии застоя и подхалимажа перед начальством. «Мне кажется, что я себя потерял, - пишет он Николаю Бориченко. -Уж очень всё плохо. Хожу за зарплатой. Стыдно...». И ему же, немного спустя: «Рассказать бы всю правду... почему с Киевской киностудии ушли режиссеры Алов и Наумов, Хуциев, Донской, Чухрай. Мы, наконец, начали судить людей за халатное отношение к технике. А когда начнем судить за преступное отношение к людям? Самое страшное - общественное равнодушие, угодничество!».

Преклонялся перед Василем Шукшиным. Шукшин и Быков виделись всего один раз, познакомились они в 1974 года на фестивале кино в Баку, за полгода до смерти Василия Макаровича. Леонид Федорович представлял свой фильм «В бой идут одни старики», а его коллега – «Калину красную». На том кинофестивале в Баку Василий Шукшин за свой фильм получил Гран-при, а его коллега – первую премию. Быков не согласился делить главный приз: «В списке, где Шукшин будет на первом месте, для меня будет честью оказаться и на сотом. Мой фильм – рядовое кино о войне, его кинолента – событие, прорыв, разговор о том, о чем раньше и думать не позволялось». После церемонии награждения Быков попросил коллег познакомить его с Шукшиным, так как сам подойти стеснялся.

Кинофестиваль в Баку
Кинофестиваль в Баку

Василий Макарович очень обрадовался Быкову, они обнялись, весь вечер тепло общались, как давние товарищи. На прощание Леонид Федорович произнес: «Василий, если нужно будет в твоем фильме табуретку сыграть – звони!». После этой встречи Быков называл Шукшина настоящим русским человеком. И сам – был таким!

Так что не стоит записывать в свои ряды Леонида Быкова и сравнивать его с каким-то всушником. Он – целиком наш, а вовсе не ваш, Арестович! И ждёт русскую армию на стене русского Харькова.

Он ждёт своих!
Он ждёт своих!