В России не так много университетов, построенных по западной традиции, в виде кампусов с просторной территорией, на которой расположены и все учебные корпуса, и общежития, и даже собственный парк - в общем, сосредоточение всего, что необходимо студенту, в одном конкретном месте!
Плюсы таких заведений хорошо поймёт любой человек, получавший высшее образование в университетах, корпуса которых разбросаны по городу: сколько времени и сил отнимают ненужные разъезды!
В Петербурге университетов с собственными кампусами можно пересчитать по пальцам одной руки. Ну а самым известным из них является Политехнический институт: он был построен ещё до революции, и задумывался как главное учебное заведение технического профиля в России. А потому на его проектирование и строительство денег не жалели: всё делали по передовым технологиям, учитывая опыт других развитых стран мира.
И сегодня я хотел бы рассказать вам о творческом пути автора комплекса Политехнического института - Эрнеста Вирриха. Для этого архитектора Политехнический институт стал основной работой в жизни, над которой он трудился более пяти лет! И в этой статье я постараюсь максимально подробно рассказать вам об истории проектирования Политеха (пожалуй, что в дальнейшем я позволю себе это сокращение, которое использует любой студент данного университета), и о том, каким институт получился в итоге!
Однако не одним этим ограничивается его творческий путь - сегодня я расскажу вам и о других, более поздних постройках автора, а также о его жизненном пути, который заслуживает особого внимания. Пожалуй, с него и начнём!
Биография
Эрнест Францевич Виррих родился 1 июня 1860 года в Одессе, в семье мещан немецкого происхождения. Своё начальное образование Виррих получил на дому, что, впрочем, не помешало ему поступить в Академию Художеств. Начинал Эрнест Францевич с живописного отделения, которое он окончил к 1884 году. Тогда же он начал подрабатывать "репетитором" для других начинающих художников, и параллельно с этим продолжил своё обучение в Академии, но уже на другом направлении - на архитектора.
Как и многие зодчие того времени, одновременно с учёбой Виррих набирался опыта на стройках в качестве ассистента у других, более именитых зодчих. Так, Эрнест Францевич успел поработать помощником сначала у Василия Шауба, а позднее и у Павла Сюзора: вместе с последним они возвели здание Общества Взаимного кредита на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова).
В 1890 году Эрнест Виррих закончил своё обучение в Академии Художеств, после чего он сразу же приступил к самостоятельной архитектурной деятельности. Первой его работой стал Успенский собор в Омске, строительство которого продолжалось с 1891 по 1898 годы. Примерно в то же время Вирриха привлекли к строительству павильонов на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде - там он занимался исключительно строительной деятельностью: он отвечал за процесс возведения павильонов, спроектированных архитектором Померанцевым.
Нет ничего удивительного в том, что молодой Виррих начинал свою карьеру не в Петербурге - выбиться "в люди" в столице тогда было очень тяжело, и многие начинающие зодчие уезжали в другие города - набираться опыта и, скажем так, пополнять свой послужной список.
Однако, архитектор регулярно возвращался в Петербург - он работал сразу на несколько городов. Вообще, высокая продуктивность Вирриха поражает: одновременно со строительством в Омске и Нижнем Новгороде, Эрнест Францевич также успевал работать на стройках уже упомянутого ранее Сюзора, а также работал и над частными заказами - пускай небольшими, но всё же назначенными лично ему!
Одним из таких заказов стало строительство особняка для министра Финансов Российской империи Сергея Юльевича Витте - это небольшое здание Эрнест Виррих возвёл в начале Каменноостровского проспекта (дом №5) в 1898 году. И вот что удивительно - в этом же году Вирриху предложили работу над, пожалуй, крупнейшим на тот момент строительном проектом в городе - над созданием "русского Кембриджа" - Политехнического института! Интересно здесь то, что учредителями строительства Политеха были три человека: Владимир Ковалевский, Дмитрий Менделеев и.. Сергей Витте!
Конечно, сложно сказать, повлияло ли на выбор архитектора для столь крупного и амбициозного проекта личное знакомство Вирриха с Витте - но выглядит эта версия вполне логично.
Строительство Политехнического института стало не просто отправной точкой в карьере Вирриха, но и, пожалуй, главной вехой в его творческой карьере! После возведения Политеха, Эрнест Францевич работал и над другими проектами (о них я расскажу во второй половине данной статьи), но особую славу ему принёс именно Политехнический институт!
К сожалению, в 1917 году, как и многие другие выдающиеся зодчие Петербурга, Эрнест Виррих покинул Родину и уехал за границу - в США, где уже несколько лет работал его сын Владимир: тоже архитектор, выпускник Института Гражданских инженеров - он пошёл по стопам своего отца, и в дальнейшем помог ему устроиться на новом месте жительства - в Вашингтоне.
В США Виррих отошёл от архитектуры в сторону своего первого образования - живописи. Эрнест Францевич прославился в Америке в качестве художника-дизайнера в шёлковой индустрии - даже удивительно, что новое для себя дело Виррих смог освоить в уже почтенном для того времени возрасте - в шестьдесят лет!
Дальнейшая судьба архитектора малоизвестна. Единственная информация о нём была получена от другого архитектора-эмигранта Фридриха фон Постельса: в 1949 году он посетил дом престарелых, в котором проживал Эрнест Францевич. По воспоминаниям Постельса, Виррих был не только в здравом уме, но и продолжал заниматься творчеством - рисовал "изящные, красивые акварели". На тот момент ему было уже 89 лет. Точная дата смерти Вирриха неизвестна, но наиболее вероятно, что скончался он в первой половине 1950-х годов. Думаю, что эта тема вполне подлежит исследованию, но для этого необходимо изучать архивы в США, что в данный момент представляется очевидно невозможным.
Ну а теперь перейдём к сути статьи - к творческому пути Вирриха!
Политехнический институт. Главный корпус
Дата постройки: 1899-1905 годы
Адрес: Политехническая улица, д. 29П
Совместно с: Падлевским
Строительство Политехнического института началось с главного корпуса - фундамент здания был заложен 18 июня 1900 года . Однако, стоит заметить, что перед этим Эрнест Виррих совместно с Директором Политеха князем Гагариным совершили тур по Европе, где они внимательно изучали лучшие образцы зарубежных университетов - с целью использования уже имеющегося опыта при строительстве самого передового на тот момент института России!
Главное здание выдержано в классическом стиле - этим Виррих хотел подчеркнуть его важность и триумфальность. Кроме того, облик фасадов вдохновлён зданием Высшей Технической школы Берлина - особенно это бросается в глаза при рассмотрении центрального фасада (у главного входа).
При этом главный корпус имеет интересную конфигурацию: фактически, его основной фасад выходит внутрь парка (то есть, он обращён на юг). Но, в то же время, в сторону Политехнической улицы выходит массивный ризалит с роскошной колоннадой.
Таким образом, главное здание имеет как бы два основных фасада, обращённых в разные стороны: один фасад виден тем, кто проезжает мимо института по дороге, другой - для тех, кто направляется непосредственно в само здание (студенты, преподаватели, абитуриенты и т.д.)
Интересно и то, как Виррих декорирует фасад: цокольный этаж облицован известняком и фактурной штукатуркой, второй этаж покрыт рустом - благодаря этому основание здания смотрится надёжным и устойчивым! Собственно, подобный приём для петербургской архитектуры совсем не нов, а скорее наоборот - традиционен.
Кстати, за классическим лицевым фасадом здания скрываются куда более утилитарные фасады, обращённые на север: изначально в них не предполагалось учебных помещений, и они задумывались как сугубо административные и технические.
Стоит лишь один раз взглянуть на заднюю сторону главного корпуса, и вам станет понятно, что перед вами - современное здание, построенное по канонам европейской архитектуры!
Ну и нельзя не порадоваться тому, что эти фасады находятся в отличном состоянии: штукатурка нан их цела, окна не утратили оригинальной расстекловки - вот как должны выглядеть "задворки" института!
Политехнический институт. Химический корпус
Дата постройки: 1899-1902 годы
Адрес: Политехническая улица, д. 29, к. 4
Второй корпус института находится чуть восточнее главного здания. И по своей архитектуре химический корпус практически идентичен главному зданию - Виррих решил его в таких же классических чертах и с теми же самыми деталями. Разве что масштабы построек различаются: всё же химический корпус меньше по своим объёмам, нежели основное здание института.
Из-за разницы этажей изменилась и композиция фасадов: если у главного здания рустованный первый этаж играет роль небольшого основания, то у химического корпуса он занимает добрую половину фасада. В целом это влияет на восприятие постройки - она не выглядит монументально.
Впрочем, Виррих вряд ли планировал сделать химический корпус монументальным - химическому корпусу не нужны были огромные аудитории и административные помещения, а потому здание и выглядит более камерным, пускай архитектурный стиль у него идентичен главному зданию Политеха.
Кстати, пространственное положение химического корпуса тоже аналогично главному зданию: Н-образная форма с углубленным главным входом и выступающими боковыми корпусами. Вот только в 1980-х годах к старинному зданию был пристроен модернистский 4-й корпус, который испортил композицию химического корпуса. превратив его из буквы "Н" в букву "П". Впрочем, это совсем другая история, к которой Виррих не имеет ни малейшего отношения!
Политехнический институт. Механический корпус с главной котельной и электростанцией, общежития
Дата постройки: 1900-1902 годы
Адрес: Политехническая улица, д. 29Ш
Совместно с: Падлевским и Тавлиным
Логично, что для обеспечения функционирования столь крупной системы, необходимо было устройство собственного механического корпуса, который отвечал бы за чёткую и отлаженную работу всех систем. Для этих целей за главным корпусом Политеха было выстроено отдельное двухэтажное здание с примыкающей к нему котельной, которая виднеется издалека за счёт своей высокой трубы.
Помимо технических помещений, в этом здании также размещены разного рода лаборатории, задействованные в учебном процессе. Таким образом, в этом здании Виррих совместил решение технических нужд института с образовательными.
В это же время по соседству с механическим корпусом были выстроены несколько корпусов общежитий, предназначавшихся для студентов ВУЗа. Их архитектура крайне проста, но при этом здания всё равно смотрятся элегантно: за счёт удачной работы с материалами и чёткого соблюдения пропорций и членений.
Профессорские корпуса Политехнического института
Дата постройки: 1901-1902, 1903-1905 годы
Адрес: Политехническая улица, д. 29Д, 29к2Д
Совместно с: Падлевским
Как и полагается хорошему институту европейского типа, помимо учебных корпусов и технических помещений на его территории также размещаются и жилые здания, предназначенные для работников института, и в первую очередь - для его преподавателей!
Первое такое здание было введено в эксплуатацию одновременно с главным и химическим корпусами и с котельной института. Вот только находилось оно в небольшом отдалении от остальных построек, что логично: человек не должен жить впритык к месту своей работы - это снижает уровень комфорта и повышает утомляемость от его основного занятия. Куда лучше будет окружить жилое здание растительностью и поместить его в парке при институте. Так Виррих и поступил!
По своей архитектуре профессорские корпуса напоминают мне утилитарные постройки рабочих жилгородков (например, городок Нобелей или Гаванский жилмассив). Другими словами, Виррих не тратил лишних средств на декорирование жилых корпусов - он украсил их натуральными материалами, а также оголил кирпичную кладку, сделав на ней особый акцент. Так что даже при отсутствии украшений здание выглядит стильно: в нём хочется жить и в наши дни!
Двумя годами позднее Виррих проектирует и возводит второй профессорский корпус, расположенный в восточной части Политехнического института.
По своей архитектуре второй корпус сильно схож с первым, однако имеются и явные различия. В первую очередь они заключаются в планировочных решениях: если первый корпус был построен всё той же формой буквы "Н", то композиция второго корпуса усложнена ещё одним объёмом, выходящим на север - в наши дни здесь находится пожарная часть и музей "Политеха".
Любопытно и то, что фактически это здание совмещает в себе две функции (не считая дворового флигеля - в таком случае функций у здания будет ещё больше): это одновременно и профессорский дом, и студенческое общежитие. Причём в наши дни неизвестно, с какой целью строилось здание изначально: как общежитие, как профессорский корпус, или и то, и другое одновременно.
Гидробашня Политехнического института
Дата постройки: 1905 год
Адрес: Политехническая улица, д. 29Г
Совместно с: Падлевским, Есьманом
Самой красивой постройкой на территории Политехнического института является, без всякого сомнения, гидробашня: она совмещает в себе сказочные черты средневековой архитектуры с современными (на момент строительства) приёмами стиля модерн - и от этого башня смотрится особенно великолепно!
Вообще, гидробашня своей архитектурой резко контрастирует с другими сооружениями Политехнического института. Удивительно, что при её проектировании Эрнест Францевич и его постоянный соавтор Иосиф Падлевский решили отойти от неоклассицизма в сторону модерна, да ещё и такого сказочного!
Объяснить это можно тем, что гидробашня сама по себе - уникальная по своему назначению постройка (иначе она бы называлась просто водонапорной башней). Она возводилась с двумя целями: во-первых, она играла роль водопровода для всего комплекса построек Политеха. Но куда интереснее её вторая функция: дело в том, что на первом этаже башни (а вернее - в вытянутом корпусе, служащим основанием для башни) была устроена гидравлическая лаборатория - отсюда башня и получила своё необычное название!
Кроме того, важную роль играет её высота: гидробашня не просто самая высокая постройка Политеха, она - его архитектурная доминанта! И потому Виррих и Падлевский спроектировали её такой необычной: она совместила в себе черты русского стиля (шатровая верхушка) и западноевропейской архитектуры (общая композиция башни с козырьком и декор в виде фахверка).
Замечу, что лично я влюбился в гидробашню ещё несколько лет назад: её первые фото я сделал зимой 2020 года, и с тех пор я успел запечатлеть башню трижды - в разные сезоны. Все эти фото я решил добавить в данную статью, дабы вы могли сравнить облик башни в зависимости от погоды и от времени года, а также убедиться в том, что она прекрасна всегда!
Гидробашня стала последней работой Вирриха в комплексе построек Политехнического института. Можно сказать, что она является этакой вишенкой на торте, финальным аккордом, которым Эрнест Францевич завершил свою работу над Политехом
Торговый дом Гвардейского экономического общества - ДЛТ
Дата постройки: 1907-1909 годы
Совместно с: Кричинским, Н. Васильевым, и Падлевским
Но не одним Политехом прославился Виррих - есть у него в послужном списке и другие работы. И одной из них является, пожалуй, самый красивый магазин Санкт-Петербурга - ДЛТ, который ранее именовался Торговым домом Гвардейского экономического общества!
Над этой новаторской и впечатляющей своими масштабами работой Виррих работал не в одиночку: вообще, после строительства Политеха, Эрнест Францевич работал над новыми проектами вместе с целыми группами зодчих. К строительству Универмага Гвардейского общества он привлёк уже знакомого ему по работе над Политехом Падлевского, а также молодых и амбициозных зодчих Кричинского и Васильева.
Итогом их совместной работы стало удивительно красивое здание с прекрасным декором и одновременно с этим - очень современное и новаторское с точки зрения технологий. Начать стоит хотя бы с того, что торговый дом Гвардейского экономического общества представляет собой единую монолитную постройку, созданную целиком из железобетона!
Данный материал и раньше использовался в Петербургской практике, но не в таких масштабах: торговый дом стал первой такой постройкой в городе, и благодаря ей железобетонные конструкции получили такое широкое распространение в дальнейшем!
Но и архитектура у Торгового дома не отстаёт от технологической стороны: над его фасадами трудилась целая группа талантливых архитекторов, а потому и результат получился таким интересным!
Главная идея торгового дома - насытить ультрасовременное (по тем временам) здание в стиле модерн ампирными деталями. Такую цель перед архитекторами ставил заказчик - Гвардейское экономическое общество, которое имело прямое отношение к русской армии (оно поставляло униформу солдатом, и в целом работало в этом направлении). Ну а стиль ампир - это стиль, отсылающий нас к триумфу военных побед, что выглядит вполне уместно для подобной постройки!
Ну а главной архитектурной доминантой здания служит угловая башня, которая нарочито нарушает симметрию постройки, и при этом отсылает нас к одной из главных черт петербургской архитектуры: все знаковые постройки Петербурга обладают подобной башней с остроконечным шпилем!
Ну а про остальные декоративные детали Торгового дома можно рассказывать бесконечно: Виррих и его команда потрудились на славу, создав по-настоящему образцовое здание новой эпохи - одновременно современное и при этом прекрасное с точки зрения эстетики!
Жилой комплекс Бассейного товарищества
Дата постройки: 1912-1914
Адрес: Греческий проспект, д. 10-12, улица Некрасова, д. 58-60
Совместно с: Зазерским, Бубырём, Н. Васильевым
Последней работой Вирриха в Петербурге стал жилой комплекс Бассейного товарищества. Данный проект Эрнест Францевич осуществлял совместно с целой группой опытных архитекторов, а потому работа над жилым кварталом в районе Греческого проспекта и улицы Некрасова отличалась от других строек Вирриха: здесь он не был главным на стройке и не руководил другими архитекторами, а работал с ними в единой команде!
Жилой дом (хотя правильнее было бы назвать его жилым комплексом, состоящим из целого ряда корпусов - но позволим себе такое упрощение) Бассейного товарищества - это один из редких примеров кооператива в дореволюционном Петербурге: в те времена почти все дома принадлежали одному лицу или одной организации, а все жильцы здания являлись лишь квартиросъемщиками.
В случае же с этим домом ситуация была иная: землю для здания выкупили два человека - архитекторы Виррих и Зазерский (причём инициатива, скорее всего, была за вторым архитектором - Алексей Иванович был автором первых в Северной столице кооперативов, которые предвосхитили дом Бассейного товарищества - об этом я подробно рассказывал в отдельной статье). Однако они не стали полноправными владельцами дома - они предложили вложиться в его строительство другим людям: при такой схеме Зазерский и Виррих заранее получали средства для строительства дома, а вложившиеся квартиранты - гарантию владения собственной недвижимостью в ближайшем будущем (именно своих собственных квартир, которые доставались им навсегда).
Но я затянул с историей дома - давайте лучше обсудим архитектуру! Для создания дома Бассейного товарищества Виррих и Зазерский пригласили двух своих коллег: Николая Васильева (он уже был знаком с Эрнестом Францевичем - они вместе работали над ДЛТ) и его бессменного соавтора Алексея Бубыря.
Доподлинно неизвестно - как именно была распределена работа между архитекторами, но наиболее вероятно, что Виррих и Зазерский разработали генеральный план здания, тогда как Васильев и Бубырь поработали над декором фасадов.
Однако не стоит принижать вклад Вирриха в эту стройку, так как фасады - далеко не главное достоинство дома Бассейного товарищества. Куда важнее пространственное положение корпусов: Виррих и Зазерский превратили двор комплекса в полноценную улицу со сквозным проездом и обширной зеленой зоной - подобный подход к организации дворовых пространств пришёл в нашу страну гораздо позднее, уже в советское время, тогда как до революции отношение к дворам было сугубо утилитарным - отсюда и бесконечно мрачные дворы-колодцы!
Ну а дом Бассейного товарищества почти лишён "колодцев" - но подчёркиваю здесь слово "почти": у него всё-таки тоже имеются глухие дворы в середине корпусов, которые были необходимы для выведения в них чёрных лестниц, а также для технического обеспечения здания. Однако главный двор всё же представлен сквозным проездом с изломом, благодаря которому он не превратился в оживлённую улицу, а так и остался тихим и уютным местом!
Подобный приём в Петербурге встречается только ещё один раз - в Толстовском доме архитектора Фёдора Лидваля. Более в Петербурге вы подобного не увидите!
Ну а что касается фасадов - они здесь тоже прекрасны: облицовка серым северным камнем с вкраплением барельефов, изображающих персонажей северного эпоса - прекрасная работа двух архитекторов, отдававших предпочтение северному модерну! Сложно сказать, помогал ли Васильеву и Бубырю в декоре фасадов Эрнест Францевич - всё же вряд ли архитекторы разделили свои функции настолько, что не вмешивались в работу друг друга!
Заключение
Сегодня мы с вами рассмотрели жизненный и творческий пути прекрасного архитектора Эрнеста Вирриха. Написать статью о нём я думал давно, но всё никак не решался взяться за это дело. Повлиял на моё решение тот факт, что практически все постройки Вирриха, по случайному стечению обстоятельств, оказались связаны напрямую с моей личной жизнью. А потому я решил углубиться в тему творчества Вирриха - и не пожалел об этом!
Ну а в качестве послесловия к данной статье я представлю вам текст письма, написанный Виррихом в 1934 году - к 35-летию Политехнического института:
Искренний привет выдающимся профессорам, а также молодому поколению. Пусть полный успех увенчает ваши усилия, и пусть это содействует процветанию вашей страны. Нью-Йорк. Эрнест Виррих. Академик
Печальна судьба человека, вынужденного покинуть свою родину, но продолжающего любить её всем сердцем! Так что давайте не будем забывать о трудах Вирриха, и будем хранить память о нём в наших сердцах!
Спасибо за внимание!