Найти тему
Наталия Ефимова

Алексей Серебряков гостях у братьев Верник на "Культуре" в марте 2023 года

Если честно, я его сразу и не узнала. Оброс. И говорил в тот момент о танцах. И я подумала - танцовщик, наверное, просто немного похож на актера. Вспомнила: "Зачем Володька сбрил усы."

Но он-то наоборот. Вырастил.

Сегодня нашла запись передачи и посмотрела с самого начала. Не скрою - я ждала, что братья зададут ТОТ САМЫЙ ВОПРОС, без которого, на мой взгляд, в наше время на федеральный экран выводить этого человека, мягко говоря, нонсенс. Думаю, вас заколотило, как и меня, только от заголовка.

Вряд ли вы будете когда-нибудь смотреть эту передачу. Но поскольку мне в жизни приходилось многое видеть и слышать, я всегда говорю себе голосом Инны Макаровой в фильме "Вас вызывает Таймыр":

- Я - зубной врач. Я вынесу всё.

И включаю видео.

Предупреждаю сразу - смотрела пристрастно, придирчиво, делала пометки, которые вы и увидите.

Верники начали с компании, которая их объединила сорок лет назад.

- Мы не часто встречаемся, к сожалению, - говорит Игорь. - Но когда встречаемся, у меня, знаешь, такое родственное чувство...

В этом я с ведущим не совпала. Наверное, не только я.

- Ну, это называется в простонаречии (Серебряков так и сказал) - одна песочница.

Вот оно чё, Михалыч.

Игорь и сказал, что они снова посидят в песочнице.

- Чудесное это место, повезло нам с ней.

И погулять по жизни предложил. Потому что (Серебрякову) - "И тебя побросало, есть о чем поговорить".

- "Тиски" Валерки Тодоровского. Я не могу сказать, что картина прям удалась...

Фильм не видела. Но - "Валерка" говорит о многом. Наверное, из той же песочницы.

- Я получил такой кайф от Валеры!

Правда, фильм - не из тех, что он покажет внучке. Ей он покажет важные. Перечислил, какие именно:

- "Левиафан", "Груз-200", "Иванов", "Ван Гоги", "Жила была одна баба".

- Ты не просто актер, но и человек с сильной профессиональной внутренней позицией,- говорит Верник.

- У меня были хорошие учителя. И вообще мне на людей очень повезло.

Он позволяет себе и проходные проекты. И связано это только с тем, что он строит дом.

"Где?" - сразу подумала я.

- В поселке "Советский писатель" и поэтому мне нужны деньги.

Любовь к Канаде, стало быть увяла?

Интересно, спросят или нет.

Понимаете, почему я не сразу его узнала?
Понимаете, почему я не сразу его узнала?
Эйнштейн на груди, видимо, потому что ему нравится спектакль, в котором он играет с Ксенией Рапопорт. Она сегодня на другой стороне истории, чем, к примеру, Полина Агуреева. Зададут ли ему вопрос об этом?
Эйнштейн на груди, видимо, потому что ему нравится спектакль, в котором он играет с Ксенией Рапопорт. Она сегодня на другой стороне истории, чем, к примеру, Полина Агуреева. Зададут ли ему вопрос об этом?

Но Верник уже хвалит его за доблесть - человек, мужик, думает о том, как обустроить быт своей большой семьи. Тот отвечает - да нет, население всего мира думает о том же.

Мне показалось, что он постарался избежать слова "Россия".

То, чем он занимается - ремесло или искусство?

- Мы с тобой оказываем услугу. Давай так. По чеснаку. Как оказывает ее человек, который печет хлеб. Не хирургия, никто не умрет. И хирург оказывает услугу, когда делает операцию.

****

Он не любит, когда на него смотрят. Самое ненавистное место в спектакле - поклоны. Они не понимает, как себя вести.

- Я не понимаю, почему я должен кланяться. Мне неловко, мне дискомфортно. Мне хочется побыстрее уйти за кулисы и выкурить сигарету.... Я не получаю удовольствия от того, что на меня смотрят.

Но актерская работа предполагает нарциссизм. Серебряков искусно перевел стрелку на Игоря Верника, не назвав имя. А тот плавно улизнул в Канаду:

- И вот, когда ты в какое-то время уехал в Канаду, и пробовал обустроиться там, в нашем пространстве (каком, где его границы) говорили, что ты работаешь и зарабатываешь здесь, а живешь там. Сейчас-то ты живешь здесь...

- У меня выросли дети. Дочь и внучка живут сейчас со мной в Москве. И я живу в России и собираюсь жить в России. И я - гражданин Российской Федерации. У меня паспорт гражданина РФ и никакого другого гражданства у меня нет.

-4

Тут они остановились. И Игорь Верник стал формулировать вопрос про ощущение пространства, в котором Алексей лучше себя чувствует, как художник.

- Это вопрос языка, - ответил он. - И того, что слово "ментальность" определяет.

Я прочитала, что с другими языками у него проблема. И вспомнила, как видела по телевизору Михаила Казакова, который выхаживает по берегу моря в Израиле, силясь выучить роль Тригорина на иврите. Не пошло. Как и многое другое. И он вернулся.

Серебряков сказал, что снимался за границей, поставил спектакль в Торонто.

- Если бы я был носителем языка и мне были бы интересны универсальные принципы, те принципы, которые работают на всю планету, то, наверное, я посвятил бы этому время и через какое-то время сделал бы что-то достойное. Но - поскольку меня интересуют все-таки люди, которых я люблю, и о них думаю, а они все - носители того же языка... Знаешь, слова "невозвращенец" нет в английском языке. Но когда мы говорим "невозвращенец" - мы же понимаем, что мы имеем в виду. Или слово "воля" - что определяет? Необъяснимо. И возможность быть искренним, честным и говорить своим нутром, и быть услышанным, все-таки гораздо больше, когда ты обращаешься к своему зрителю.

Верник уточнил:

- Я говорю сейчас не о возможности актера интегрироваться в мировую культуру...

Ага. Оно?

- Я сейчас говорю именно про твой актерский кайф.

Игорь вспомнил, как Вертинская сказала, что если бы ей пришлось признаться словами " ай лав ю", то она бы начала смеяться. Серебрякову сравнивать не с чем. Но он констатирует:

- Зрители картины "Левиафан" в Каннах и зрители на "Кинотавре" смотрели с абсолютно одинаковым вниманием. И сосредоточенностью.

Верник:

- С подключением.

- Да.

Верник делает еще один заход:

- Мы максимально хотим быть свободными (мы говорим о внутренней свободе), но выстраиваем свой мир на зависимостях. От любимых людей, от профессии, от обязательств. Но при этом хотим быть свободными.

- А свобода это не вседозволенность, - к моему удивлению отвечает Серебряков. - Мы не можем понять, что свобода это прежде всего ответственность. И ничего более.

- Но я на всех уровнях, которые можно выстраивать с людьми, чувствую твою абсолютную свободу...

Серебряков не сразу понял. Верник продолжил формулировать:

- Мне кажется, за счет множества проведенных на диване дней и ночей с книжкой или с самим собой, мне кажется, ты обрел свободу просто быть собой. И это ценность такая...

Серебряков:

- Быть может, это возраст. Мы вступили в возраст, когда, как у Высоцкого "Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним". Дети выросли, внучка родилась. Я не увижу ее 25-летней. Приходит другое ощущение от жизни.

-5

- Ну, конечно, ты становишься более свободным. Без сомнения, зависимости эти сильно сокращаются.

После того, как он сказал, что приходит время, когда ты уже не можешь сесть на шпагат, они плавно перешли к умению танцевать и супруге Маше, с которой он 29 лет, и это - солнце, и он живет для того, что оно могло сверкать. И у всех засверкали глаза.

А я поняла, что именно в этот момент вчера включила телевизор. И не узнала худого обросшего человека, чем-то напомнившего - простите за сравнение - молодого Лимонова.

Он больше не любит гулять и ездить. Он теперь любит диван и книгу, мастерскую и инструменты. Сын Степа учится на архитектора, и он очень надеется, что инструменты, которые будут в его мастерской, тому пригодятся.

Он в детстве ходил в бесплатные заводские спортивные секции ("Тогда всё было бесплатно"). Но всегда и везде задавал себе вопрос "Зачем?" Сошел однажды с дистанции в бассейне, потому что не смог себе ответить, зачем он здесь и сейчас... Не заходит в море, не любит быть мокрым.

Он сыграл 200 ролей. И говорит, что когда проживаешь жизни хотя бы 60 человек, с тобой обязательно что-то происходит.

За последний год он не получил ни одного сценария.

Верник:

- А есть эта вибрация - позовут не позовут?

Да. Есть. Но это то, из-за чего он всегда пытался уйти из этой профессии. Ты вечно зависим от телефонного звонка, которого ты ждешь, от того, кто как тебя увидит.

- Теперь я люблю зависеть от желаний моей внучки. И эта зависимость прекрасна.

В конце передачи он написал на стене для гостей:

-6

- Это всем нам? - уточнили Верники.

- Да.

******

Посмотрев всё это, я снова открыла публикации, в которых актер сначала поносил страну и народ, который в ней живет. Потом в интервью рассказывал, что он не то имел в виду, вырвали из контекста.

Но за тот контекст мне снова захотелось порвать его на мелкие ленточки. Снова заколотило от мысли, что актер и в Африке актер. И в России.

И в Киеве.

Три мысли бились у меня в голове.

С одной стороны - то, что он здесь и сейчас, не уехал, не сжег паспорт, вроде бы, должно вызывать положительные эмоции. С другой - когда мы знаем, что расчет на внутренний взрыв со стороны противника никуда не делся, и у них здесь есть опора и спящие ...

Плавали - знаем. И тоже спрашиваем себя - зачем? Зачем нас принуждают понять и простить.

Второе - я вспомнила, как первая жена Лимонова дала недаавно интервью нашему телевидению. И рассказывая о прежних молодых своих годах, все время употребляла слово "круг", которое тут же превращалось в термин, ибо оно означало способ существования творческих людей в определенной среде, строго очерченной, отгороженной от внешнего мира.

Круг своих. Чужие там не ходят. Она это не скрывала, а наоборот подчеркивала. С энтузиазмом и знанием дела.

Третье - я вспомнила откровение одной дамы из богемы, не помню имени, которая однажды с экрана делилась ужасом, который она испытала, когда в часы "пик" у ее машины в городе заглох мотор.

И она поняла, что ей, возможно, придется сейчас выйти вот к этим людям, которые идут там. На тротуаре. По асфальту!

Вот такие мысли посетили меня, когда видео с Серебряковым закончилось. Не знаю, как поставить точку...