Найти тему

Татарский сбор. Часть 1. Что это такое "татарский сбор"?

Пока читала про екатерининские мили, споткнулась взглядом о «татарский сбор». Понятно было, что это какая-то система налогообложения, но вот какая – я долго не могла найти. Перелистала опять десятки книг, где вычитала те цели, на которые употреблялся татарский сбор. Цели эти оказались очень интересными. Закончилось все тем, что я уже обессилела в попытках отыскать в имеющихся в моем распоряжении источниках хоть что-нибудь вразумительное, как вдруг нашла статью Д. В. Конкина, в которой, наконец, все прояснилось.

Оказывается, после включения Крыма в состав Российской империи долгое время крымские татары выплачивали минимальные налоги в сравнении с прочим, в том числе христианским, населением. Это были в основном налоги на отопление казарм и земские сборы плюс почтовые сборы. Поскольку мусульмане отказывались служить в армии, то были обязаны платить еще и рекрутский платеж, но… не платили и не служили: очень тяжело проворачивалось колесо фискальной машины.

Что касается подушных податей, то предлагали в разное время разные проекты, стараясь максимально сохранить соответствие сложившейся системе налогообложения у мусульман, где платили поземельный налог (харадж - поземельный налог для иноверцев в мусульманских странах. Иноверцы, только совершеннолетние здоровые мужчины, при этом выплачивали еще один налог – джизья, но как только принимали магометанскую веру, выплата этого налога прекращалась) и десятину (ушр – десятина с продуктов земледелия). Но с поземельным налогом возникли проблемы – не было выполнено межевание и отсутствовали документы на право владения землями, потому такой проект тоже не был введен в действие.

В конце концов, фискальный переходный период, отпущенный на интеграцию новых земель и населения в состав России, был закончен в 20-е годы XIX века, когда была таки введена подушная подать, но в меньшем размере в сравнении с христианами . Действие льготной системы налогообложения продолжалось до 1874 года, когда все подданные Российское империи, в том числе и крымские татары, были уравнены в размере подушного оклада.

Интересно, что еще со времен Потемкина Г. А. взимаемый налог направлялся исключительно на нужды Таврической губернии. Такова была политика государственных властей, которые намерены были продемонстрировать крымским татарам «что правительство при наложении на них податей не имеет столько в предмете обогащение казны, как благосостояние обитаемого ими края…».

О размере подушного налога, введенного для крымских татар, можно узнать в одной из статей Полного собрания законов Российской империи, в которой изложено «Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета, объявленное Сенату министром финансов»: «По изложенным местным начальством уважением и согласно заключениям министров Внутренних дел и Государственных имуществ, а также Главноуправляющего Путями сообщения и Публичными зданиями отпуск из поступающего в казну с таврических татар сбора той части, какая досель производилась на устройство Таврического полуострова, т. е. по 43 копейки с души, продолжить еще на десять лет, начиная с 1859 года для предназначенных указом 1829 года предметов».

В этом мнении, кроме того, сказано о необходимости обратить внимание главного местного начальства «на производимые из сего источника расходы в том отношении: соответствуют ли оные вполне современным пользам и нуждам края, и не представляется ли возможным для облегчения платящих некоторые из тех расходов сократить или вовсе отменить».

Оптимизация трат подразумевала, например, исключение расходов на содержание Одесского Института благородных девиц и Одесской гимназии, на которые, соответственно, ежегодно отпускалось 1382 руб. 5 ½ коп. и 1428 руб. 57 коп., «так как расходы эти на татарский сбор, имеющий особое назначение, вовсе не относятся, тем более, что и самые заведения не принадлежат даже к Таврическому полуострову».

Частично эта же оптимизация могла коснуться и восстановления ограды при Алуштинской церкви и постройки дома для сторожа при ней. Предлагалось оставить в смете обозначенные 1728 руб. 10 коп. лишь в том случае, «если постройки уже произведены, в противном случае из сметы исключить по непринадлежности сего расхода к предметам, отнесенным на татарский сбор». По этому же поводу в 1871 в «Отечественных записках» отмечено «…В горной части Крыма строились даже православные церкви на счет татарских сборов, между прочим, церковь в Алуште, только сами татары в подобных прославлениях на их счет чужой религии не были виновны ни сном, ни духом».

В 1859 году отмечаются попытки как-то урегулировать расходование сумм из татарского сбора, а потому на одном и том же заседании были вынесены следующие решения:

· министру финансов войти в сношения с министром государственных имуществ, «в заведывании коего состоят крымские татары, поселенные на собственных и казенных землях, так и с прочими министрами и главноуправляющими, по ведомству коих производятся расходы на счет означенного сбора, и отзывы их со своим заключением внести в Государственный Совет на рассмотрение установленным порядком».

· «Предоставить генерал-губернатору принять надлежащие меры к пополнению отпущенных заимообразно из татарского сбора сумм, составлявших 127.482 руб. 99 ¾ коп, и на будущее время подобных расходов не допускать; самые же сметы о расходах из сего сбора доставлять в Министерство финансов в срок…»

Куда же направляли эти самые налоги? Продолжение следует